Елена Пугачёва, Эволюционная модель рынка труда специалистовАННОТАЦИЯ В статье предлагается эволюционная модель рынка труда специалистов, позволяющая России войти в число наиболее развитых стран мира. Рынок, не решив старые проблемы, породил новыеПереход к рыночной экономике повлек за собой стремительные изменения в сфере занятости. Эти изменения привели к необходимости формирования регулируемого рынка труда. Механизм управления рынком труда в бывшем Советском Союзе был жестко запрограммирован государством. Такой способ привел к экспансии государственного аппарата. С одной стороны, масса населения трудилась, не зная целей организации, с другой – немногочисленная элита формировала цели и правила поведения различных организационных систем [1]. Последствия такого раскола известны. Это существование двух независимых и противоречивых целеполаганий и рациональных действий. “С одной стороны, это рациональность индивидов, которая является иррациональной по отношению к целям организации, а с другой – это рациональность организаций, не имеющая отношения к целям индивидов” [2]. В результате – низкое качество рабочих мест, снижение интереса личности к качеству труда, невозможность самореализации, низкая профессиональная мобильность, искусственное сдерживание производительности труда, экстенсивное использование трудовых ресурсов.
Самоорганизация социальных систем В последнее время в научной литературе широко обсуждаются принципы самоорганизации сложных систем, в том числе и социальных. Это, скорее, объясняется не прямым заимствованием идей нелинейной динамики, развившихся в недрах естественных наук, а общим духом эпохи, требующем в научных исследованиях усложнения исходного набора посылок и представлений о том, что “допустимо” и даже ‘’следует” включать в сферу теоретизирования.
Синергетика рассматривает процесс развития не как планомерное движение к поставленной цели, а как итерационный процесс, на каждом этапе которого осуществляется выбор, определяющий пути дальнейшего развития.
Прогнозы будущего РоссииПрактически все исследователи, анализирующие социально–экономическую ситуацию в России, признают, что в настоящее время российское общество вступило в переходный период и находится в состоянии неустойчивого развития, или бифуркации [11]. Анализ ситуации с точки зрения ответственности сегодняшнего выбора и есть прогноз на будущее. Формы будущей организации общества не строго очерчены, но главные их макро-характеристики известны. Ответственный выбор состоит в том, чтобы не двигаться “вслепую”, доверяясь воле случая, а осознанно попасть в область притяжения желанного будущего [12].
Этапы эволюционной модели рынка труда специалистовОпираясь на синергетическую методологию, становление рынка труда должно осуществляться, исходя из спектра возможностей для эволюционного развития России, открывающегося в данный бифуркационный момент истории. Это приводит к идее эволюционной модели рынка труда. Национальным интересам России отвечают Сценарии 3 и 4, предполагающие выход России в ряд мировых государств постиндустриального уровня развития. Оба эти сценария предполагают форсированное развитие образования; повышение роли высшей школы в экономике, науке, культуре; рост духовно-интеллектуального потенциала общества; переход на интенсивное использование трудовых ресурсов и “человеческого капитала”. Это переход в ту фазу общественного развития, когда в структуре совокупного работника существенную роль начинают играть работники интеллектуального труда.
Этап 1. Выбор сценария будущего развития страны.Эту задачу должно выполнить государство. В любом случае выбор состоится. Однако случайный подход к проблеме выбора увеличивает вероятность развития Сценариев 1 и 2. Этап 2. “Инвентаризация“ интеллектуальных ресурсов.Осуществление “технологического прорыва” на уровень стран первого и второго мира в условиях недостаточного объема финансирования, которым располагает государство, потребует мобилизации имеющихся интеллектуальных ресурсов. Это – главный ресурс "прорыва". Существенным моментом здесь является оценка реального потенциала рынка труда специалистов, которая потребует масштабных маркетинговых исследований: сбора большого объема информации, создания компьютерных банков данных, аналитических центров, постоянной работы по мониторингу рынка труда специалистов и системы высшего образования. Такую работу естественно организовать через высшую школу страны1 - главную структуру подготовки специалистов. Потоки информации этого маркетингового исследования изображены на Схеме 2.
На каждом уровне (вуз, город, регион, страна) информация должна обобщаться и передаваться дальше. Разумеется, такая огромная работа сопряжена с рядом технических и не только технических трудностей. К последним относятся: определение характеристик, по которым следует оценивать объект исследования; критерии оценки качества образования, уровня профессиональной подготовки специалистов; способы оценки научного потенциала и т.п.
Этап 3. Разработка стратегического плана развития страны.Стратегия будущего не должна быть прямолинейной экстраполяцией ни прошлого, ни настоящего. В то же время она не должна копировать опыт развития какой-нибудь другой страны, поскольку удачные решения для одной системы могут привести к противоположным результатам применительно к другой, согласно природе сложных нелинейных систем. Создание стратегического плана нуждается в серьезной научной проработке, требующей сотрудничества ученых, специализирующихся в разных областях научного знания. Возможно, совместными усилиями ученых удастся смоделировать сценарий развития.
Поэтому для разработки стратегического плана, основанного на долговременных национальных интересах, требуется расстановка приоритетов при рассмотрении самых различных рынков – настоящих и будущих. При этом за точку отсчета следует принимать потребности нашего завтрашнего рынка специалистов, определяемые выбранным сценарием будущего развития страны. Дальнейшая последовательность анализа рынков труда такова:
На этом этапе, как и на Этапе 4, наука должна стать социальной силой общества. Поясним, что мы под этим понимаем. До сих пор наука могла обладать силой только в руках администратора. Чиновник мог с легкостью отбросить правильную научную теорию и избрать для реализации ошибочную, что, безусловно, плохо отражалось на стране. Вспомним генетику и кибернетику. Нам кажется более перспективным такое устройство государства, при котором оно не сможет игнорировать науку. То есть, при котором наука станет социальной силой общества. Этап 4. Трансформация существующего интеллектуального потенциала
|
Схема 4. Преобразование интеллектуального потенциала страны. |
Заметим, что выработка путей трансформации нынешнего интеллектуального потенциала в более предпочтительный - может начаться на Этапах 2 и 3. До анализа в масштабе страны (Этап 4) полезной, нам кажется, была бы такая работа на уровне регионов, городов и вузов.
Более того, сам специалист, зная стратегические планы страны, может решить какие знания и навыки ему следует приобрести, чтобы в будущей стране занять достойное место.
Это и будет самоорганизацией специалиста, вуза, города, региона, страны в ответ на вызовы будущего Этапов 1 и 3.
Выработка путей преобразования интеллектуального потенциала страны – задача науки. Здесь ей, как и на Этапе 2, принадлежит главная роль. А реализация выбранного пути должна происходить при ведущей роли государства2. При этом роль государства не должна быть гипертрофированной, как в бывшем Советском Союзе. Государство должно поддержать процесс самоорганизации, используя свои рычаги управления, такие как: законотворчество, налоговая политика, политика на рынке труда и пр. Хаотическая основа, запускание рыночных механизмов само по себе не является гарантом выхода на структуры самоорганизации. Рыночные отношения становятся созидательным фактором при гармоничном сочетании многообразия возможностей и ответственного выбора участниками сообщества. Государство призвано превратить стихийную самоорганизацию рынка труда специалистов в конструктивную, позволяющую обществу выйти на качественно более высокие рубежи развития.
Одним из важнейших рычагов управления государства (может быть – главным) является политика на рынке труда. Выполнение стратегической задачи зависит от того, насколько эффективно будет использоваться имеющийся интеллектуальный потенциал. Естественно предположить, что выход из кризиса и возрождение России связаны с поддержкой отечественных производителей. Рынок труда должен предоставить возможность для роста приоритетных, ключевых отраслей, технологий, комплексов, предприятий, коллективов, которые будут определены как ведущие для стратегического развития страны. При этом рынок труда должен быть достаточно гибким, чтобы не просто давать “широкую дорогу” приоритетному направлению, а быстро реагировать на все лучшее и перспективное, органично встраивая его в целостную систему трудовых отношений.
Вторым важнейшим фактором преобразования интеллектуального потенциала страны является образование, в том числе, высшее и послевузовское образование. Если государственная политика на рынке труда должна ориентировать на то "чем" лучше заниматься, то образование и наука должны дать ответ на вопросы "как это сделать" и "где этому можно научиться?" [15]. При условии, что государством будут созданы нормальные условия для воспроизводства специалистов, рынок труда должен наладить систему положительных обратных связей для реализации стратегических планов страны. Совместно с высшим образованием должна быть выработана стратегия использования труда специалистов и возможность их гибкой адаптации при послевузовском повышении квалификации или без него. Массовая деквалификация, связанная с низким спросом на молодых специалистов на рынке труда, говорит об отсутствии такой стратегии на данный момент. Выбор оптимальной стратегии должен быть подкреплен соответствием вузовского образования потребностям рынка труда, возможностью для творческого роста и условием максимальной реализации личности в труде.
Эффективным инструментом самоорганизации на рынке труда может выступать маркетинг специалистов. Можно ли все предусмотреть? Разумеется, нельзя. Узнав, "что" в нашей модели работает плохо, можно сразу попытаться найти ему хорошую замену. Как "узнать" и "чем" заменить? Этому и служит маркетинг с его мощными количественными и качественными методами изучения любых рынков и вниманием к инновациям. Управлять, не имея обратной связи, не зная реакции людей на свои действия, это – идти вслепую, "наудачу". Хороший менеджмент без хорошего маркетинга это – хорошо организованные похороны.
Важнейшим системообразующим фактором является организация рабочих мест, адекватных требованиям человека и общества. Сохранение, поддержание и создание рабочих мест могло бы способствовать раскрытию возможностей неиспользуемой части потенциала высшей школы; стимулировать возникновение “точек роста” – прообразов эффективно действующих структур будущего; дать возможность наиболее ярким и талантливым молодым людям работать у себя на родине. Избирательное поддержание рабочих мест должно способствовать сдвигам в структуре занятости, отражающим
Кроме того, создание качественно новых рабочих мест должно способствовать восстановлению у молодежи мнения о престижности хорошо организованной и высокопрофессиональной работы [18].
Активное посредничество служб занятости должно способствовать развитию новых нетрадиционных форм сотрудничества с государственными структурами, бизнесом, исследовательскими центрами. В условиях сильной нестабильности рынка конкурентное преимущество получает тот, кто быстрее адаптируется к новой непредвиденной ситуации. В этом случае выгода совместной адаптации может оказаться выше, чем в случае традиционной конкуренции. Налаживание службами занятости сети коммуникаций может приводить к установлению на рынке труда отношений кооперация-конкуренция. Единая связка двух противоположных процессов, один из которых связан со стабилизацией (кооперация), а другой – с неустойчивостью (конкуренция), может определять порог устойчивости всей системы в целом. С одной стороны, это единство будет задавать импульс для непрерывного развития, с другой – не допускать деструктивных изменений. Самое продуктивное состояние системы – состояние на грани хаоса, характеризующееся здоровым балансом между порядком и беспорядком, постоянством и новизной, гармонией и дисгармонией [19].
Наконец, существующая политика доходов и регулирования оплаты труда не дает реальной возможности для выполнения серьезных проектов. Осуществление “технологического прорыва” без достаточного финансирования и грамотной политики оплаты труда может оказаться не более чем утопией. В результате общество опять попадет не туда, куда стремилось.
Предлагаемая модель является реформированием “сверху”. Судьба подобных реформ известна. Многие из них заканчивались неудачей, нередко возвращая общество к состоянию значительно худшему, чем было до реформы. Реформа может не состояться, если она не будет поддержана различными социальными силами. Синергетика говорит о том, что изменить поле путей развития сложной структуры, можно в том случае, если перестроить саму социальную среду. А перестроить среду – значит изменить поведение элементов или подсистем этой среды в каждой локальной области, изменить поведение каждого отдельного человека, каждой семьи, коллектива [5] .
Сохранение нынешнего социального и экономического статуса инженера, ученого, преподавателя будет существенным тормозом в осуществлении подобной реформы. Отношение простых граждан современной России к проблеме приоритетного развития высшей школы можно проиллюстрировать следующими цифрами. Если в 1989 г. 58% опрошенных считали, что для выхода из кризиса необходимо развивать высшую школу, то в 1997 таковые составили только 31% - почти вдвое меньше [20]. Предстоит большая работа по созданию нового имиджа специалиста с высшим образованием, работника умственного труда, преподавателя.
Реформирование "сверху" в данном случае не обязательно будет означать "навязано сверху", что почти наверняка сделает реформы неудачными. Такие изменения, мы полагаем, будут успешными, если:
Как "технически" можно получить такой результат? Выскажем некоторые соображения по этому поводу.
Еще одна щепетильная тема: деньги на реформу. Разумеется, чем их больше, тем лучше. Но, боимся, их будет очень мало. Как тогда быть? В случае если образ будущего будет соответствовать большинству участников реформы, которые станут делать нужное им лично и их детям дело, то тогда и незначительных денег может оказаться достаточно. Плюс к этому: вспомним жертвенность российской интеллигенции. Мы сегодня знаем людей разных сословий, которые готовы даром или почти даром работать на такую идею. Однако оговоримся, что реализация столь серьезного проекта на одном энтузиазме – невозможна.
Предлагаемая эволюционная модель близка по своей организации к предприятиям нового типа, жизнеспособным в сильно изменчивом современном мире [21]. Отличительными особенностями последних является переход:
Следует заметить, что к синергетической методологии может быть отнесен метод Организационного Развития [22], разработанный современным менеджментом для управления сложными изменениями. Предложенная выше эволюционная модель изменения рынка труда специалистов согласуется с этим методом, если роль помощника этих изменений (фасилитатора) будет выполнять государство.
Можно ли реализовать эту или подобную модель не в масштабах страны, а, например, в регионе или городе? Вероятно "да", но с гораздо меньшим, а может быть и неизмеримо малым эффектом. Назовем несколько главных причин этого:
Политическая.
Непонимание федеральным и/или региональным центрами необходимости таких реформ. Как следствие - настороженное к ним отношение, неодобрение, несогласие с курсом реформ, обвинение в сепаратизме со всеми вытекающими отсюда последствиями, которые могут, по крайней мере, не дать довести дело до конца.
Законодательная.
Ограниченная возможность изменения законодательной базы. Подчиненность федеральным законам, необходимость и смысл которых будет диктоваться иной, чем в регионе стратегией и, значит, может свести на "нет" региональную стратегию.
Экономическая.
Невозможность повлиять на многие общероссийские экономические факторы (такие мощнейшие, как, например, налоги, валютный курс рубля).
Образовательная.
Подчиненность образовательных учреждений региона российскому Министерству образования и, значит, почти наверняка – организационная (в первую очередь) и финансовая невозможность проведения региональной реформы высшей и средней школы.
Законодательная.
Социальная.
Отток жителей региона, в частности, специалистов в соседние регионы – более благополучные в материальном отношении "сегодня", хоть и менее перспективные "завтра".
Рыночные взаимоотношения в нашей стране почти повсеместно обесценили труд специалистов, в том числе, преподавателей и ученых. Для того чтобы Россия вошла в число высокоразвитых или хотя бы быстроразвивающихся стран, а не скатилась к "третьему миру" – необходимо:
Предлагаемая эволюционная модель рынка труда специалистов, воплощающая п.2 в жизнь, состоит из этапов:
Подобная работа, проводимая сегодня "снизу", обречена на провал. Инициированная "сверху", она будет успешной, если:
При таких условиях, в частности, возможно России удастся обойтись без финансовой помощи других стран.
Статья опубликована:
|
При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua |