Менеджмент, маркетинг и математика
|
Для сильных его мозгов гимназическая премудрость И.Э. Бабель |
Во многих вузах управленческие дисциплины читают преподаватели кафедры экономики. Тем не менее, весь блок управленческих курсов, в том числе менеджмент и маркетинг, весьма условно можно отнести к экономике. Это отдельные, очень специфичные виды деятельности. Их главное отличие от экономического блока дисциплин заключается, во-первых, в прикладном характере знаний и навыков, в их большей практичности, "приземленности". То есть, управление, по нашему мнению, в смысле "практичности", находится к обычному человеку ближе, чем экономика. Даже исторически, во время своего возникновения, экономика как наука была в значительной степени теоретической областью далекой от нужд отдельных людей (Юм, Смит, Мальтус, Рикардо). Тогда как еще на заре возникновения менеджмента как массовой профессии, как науки и как искусства (и даже задолго до этой зари) управленческие знания были "робастей", чем экономические (Файоль, Тейлор, Гилбрет). Это отличие сохранилось и до наших дней. Заметим, что проверяемость или, как говорят, "верифицируемость" управленческих знаний выше, чем экономических: многие из утверждений экономистов доказать очень трудно или практически невозможно.
Во-вторых, управление в отличие от экономики, решает, прежде всего и в основном, задачи микроуровня, хотя мы знаем, что существуют такие его направления как стратегическое управление, международный маркетинг и др. Весьма незначительная часть знаний даже по микроэкономике (не говоря уже о макро) может пригодиться на уровне отдельного человека, его семьи, его работы. Ведь нет дисциплины "Экономика личности". Тогда как от 50% до 80% управленческих знаний и навыков, по нашему мнению, могут успешно применятся в ежедневной жизни любого человека (не только управляющего), существенно облегчая его жизнь. Заметим, что минимальным объектом менеджмента является личность. Дисциплины "Самоменеджмент" и "Самомаркетинг" есть. Более того, мы надеемся, почти все менеджеры согласятся с тем, что прежде, чем научится управлять людьми, производством, деньгами, временем, и пр., необходимо научиться управлять собой.
Впрочем, упомянутые отличия и многие сходства экономики и управления становятся понятней, если обратить внимание на определения этих наук. Управление - это процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Управление превращает неорганизованную толпу людей в производительную группу [1]. Экономика - наука о том, как общество управляет имеющимися в его распоряжении ограниченными ресурсами [2]. Нетрудно заметить, что эти науки легко переопределяются одна через другую:
Любопытно отметить, что если "общество" понимать, как некую "организацию" со своими целями, а "организацию" как некое "сообщество людей", то эти определения превращаются в тавтологии, отличающиеся только масштабом ("все общество" или его подмножество - "организация").
Все перечисленные и не перечисленные отличия этих наук лишь доказывают необходимость серьезного отношения к менеджменту и маркетингу, необходимость отдельной работы с блоком управленческих дисциплин. Что не значит, боже упаси, выделения этого блока в отдельный не соединяющийся с другими дисциплинами сосуд. Более того, междисциплинарные связи управления и экономики, по нашему мнению, должны не ослабевать, а множиться и крепнуть (об этом - ниже).
Исследования, проведенные нами в 1997 - 1999 гг. в Иркутске показали, что работодатели ценят умение ладить с людьми (этому учат в менеджменте) и хорошую маркетинговую подготовку1. Такие требования рынка труда легко объясняются тем, что отечественным предприятиям до 90-х годов не приходилось работать в условиях конкуренции, при рынке. Первые из наук, которые могут помочь получить ответы на их ежедневные практические задачи - менеджмент и маркетинг.
Насколько мы можем судить по имеющейся информации, описанная ситуация характерна не только для иркутского, но, в значительной степени, и для всего российского рынка труда. Вероятно, поэтому в России возрастает значимость менеджмента и маркетинга как видов деятельности.
Прежде, чем коснуться этой темы, сообщим результат одного из наблюдений. В очень многих дипломных работах студентов в большей или меньшей мере используются знания по менеджменту и маркетингу. Они, зачастую, являются связующим звеном, объединяющим знания по финансам, теории оптимизации, теории вероятностей, управлению рисками и страхованию, информационным системам, другим дисциплинам. Таким образом, уже на студенческой скамье управленческие знания используются в работе, являясь тем "клеем, который вяжет". Такое положение вещей нам представляется естественным, поскольку исходной точкой почти всех проектов является определение целей и путей достижения этих целей. А это сфера компетенции менеджмента. Если учесть рыночный характер производства в нашей стране, то становится понятной необходимость маркетинга в этой работе2.
Теперь о главном. Время студенчества - период духовного становления молодых людей, решения ими для себя вечных вопросов (что есть добро? зло? каков мир? каким я хочу быть? чего я хочу?), период завершения формирования их мировоззрения. Какие дисциплины могут им в этом помочь? На студентов-гуманитариев сильное влияние могут оказать история, литература и философия. Для студентов естественных и технических специальностей (экономистов в том числе) таким предметом может стать еще и менеджмент. Мы понимаем менеджмент как управление собой, самоорганизацию, самоопределение в мире людей и предприятий. Именно менеджмент способен поставить перед учащимся и помочь конструктивно решить подобные вопросы: какой я? чего я хочу? что нужно нашей организации? какие люди вокруг? как мне увязать свои желания с желаниями других людей и целями организации? как добиться своих целей? каким для этого нужно быть? как управлять организацией людей? как быть успешным в мире конкуренции?
Необыкновенно важным мы считаем формирование целостного мировоззрения у студентов. Знания, полученные в вузе, должны не конфликтовать, а дополнять друг друга, давая целостную картину мира. Этому могут служить междисциплинарные связи (см., например, [3]), в том числе управления, экономики и математики. Формированию соответствующей структуры учебного процесса здесь может помочь синергетический принцип: жертвовать полнотой во имя целостности. Целостность мировоззрения молодых людей мы считаем более значимой, чем даже получение ими высшего образования. Более широко: целостное научное мировоззрение, формируемое образованием, при свободе выбора научных школ и направлений, как нам кажется, будет по закону об иерархических компенсациях Седова3 тем эффективным ограничением, которое позволит открытому демократическому обществу идти по пути эволюции. По нашему мнению, нынешнее образование не направлено на формирование целостного научного мировоззрения. В лучшем случае, образование сейчас дает научные фрагменты мира, которые почти не связаны друг с другом и которые не покрывают все потребности человека (духовные, производственные, социальные и бытовые), оставляя белые пятна. В продолжение темы целостности - следующие пункты.
Выскажем некоторые соображения, касающиеся гармоничного сочетания вещей трудносовместимых.
Математическая культура в корне отличается от управленческой и экономической, по крайней мере, на уровне изучения этих предметов. Проиллюстрируем это на двух примерах.
Работа в качестве математика, менеджера и экономиста позволяет нам видеть силу и слабость каждой из упомянутых областей знания, видеть где и как эти науки могут дополнить друг друга. Это позволяет также снять некоторое недоверие, которое иногда появляется у представителей одной науки к представителям другой. Выскажем некоторые из опасений, существующих у специалистов этих наук.
Экономика, с точки зрения математика, строго говоря, наукой не является. Хотя бы потому, что экономическая теория не обладает преемственностью. Например, известная всем геометрия Эвклида входит частным случаем в геометрию Лобачевского, придуманную позднее. Физика Ньютона, которую учат в школе, является предельным случаем теории относительности Эйнштейна. Теория функций комплексного переменного выводится из обычной математики путем ее дополнения единственным постулатом: существует число, квадрат которого равен минус единице. А кейнсианство, возникшее в XX веке, развивается параллельно с классическим учением Смита. Последователи Кейнса и неоклассики сосуществуют до сих пор не в силах доказать оставшемуся миру свою правоту. Сколько экономистов - столько и экономик! Получается, что экономика - субъективная наука. Но с точки зрения математика научные знания должны быть объективными. Следовательно, экономика - не наука. Правда, познакомившись с неоклассическим синтезом (один из его представителей - Н. Грегори Мэнкью), математик сказал бы, что экономика как наука сегодня переживает период становления.
В защиту экономики скажем также, что она - наука мягкая (гуманитарная). Здание математики строится на абстрактных, хоть часто и близких к реальной действительности, аксиомах и на железных законах логики. В основе же всех гуманитарных наук - человек, поступающий часто нелогично и изменяющий со временем свой взгляд на мир, свои постулаты. "Просчитать" человека, "вычислить" его поведение, а тем более группы людей, страны - математике не под силу4. А экономика и менеджмент - давно работают с этой "неудобной" материей и нередко очень успешно. Заметим также, что значимость гуманитарной, "мягкой" составляющей в образовании почти всех стран мира, в том числе и в России (чему мы рады), неуклонно растет.
Математика же для экономиста является одним из инструментов: как ручка, как компьютер. Но инструментом, справедливо считающимся очень сложным, что отпугивает от него5. Из-за этого экономисты в построении своих математических моделей менее автономны и, обычно, вынуждены прибегать к помощи математиков. Математики, как правило, быстро все понимают, но очень "по-своему" и их понимание далеко от представлений экономистов. Поэтому стандартный упрек, который высказывается экономистами в такой ситуации, заключается в том, что математики способны моделировать лишь собственные фантазии.
Однако экономика без хорошей математики может стать похожей на шаманство: против справедливых аргументов одного экономиста второй выдвигает свои также справедливые аргументы. Третий, четвертый и "энный", обсуждая некоторые из удобных для себя аргументов, выдвинутых ранее, могут продолжать говорить о своем. Считается, что все они вместе делают науку. Может так оно и есть. Осмелимся только заметить, что экономика - наука очень прикладная. Во всяком случае, изначально такой мыслилась: люди, ежесекундно ощущая на себе влияние "экономической действительности", вправе требовать от экономистов решения в первую очередь наших сегодняшних экономических задач. Их мало интересуют рассуждения "на тему". Так вот здесь математика может следующее:
Отметим более широкую тему: проблемы междисциплинарного синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания на сегодняшний день становятся насущной необходимостью выживания человечества. С кризисами сегодняшнего дня экологическими, экономическими, духовными можно справиться, только обладая целостным мировоззрением. «"Физики" и "лирики" по отдельности не выдержали экзамена в XX веке. В следующем веке его придется сдавать вместе» [5, с.12]. Каким подходом пользоваться при решении реальных жизненных задач - экономическим или математическим - вопрос методологический и для нас это - вопрос тактики. Гораздо важнее, чтобы задачи были решены, то есть стратегия - важнее.
Из всего изложенного в этом пункте нам хочется сделать один вывод: цены не будет тем универсальным специалистам, которые смогут в равной степени свободно владеть экономикой, управлением и математикой.
Какими методами можно успешно учить математике, экономике и управлению, если это такие разные области знаний? Возможно ли здесь существование единого подхода? Еще один вызов рынка труда специалистов: в современном образовании, как нигде, остро ощущается потребность в объединении науки, теории и практики. На наш взгляд, одной из перспективных методик, отвечающих этим вызовам, является андрагогика (см., например, [6, 3]).
Важнейшими чертами андрагогики являются гибкость и открытость. Она включает в себя разные, в том числе - педагогические методы обучения7, естественным образом вовлекая при этом весь мир во взаимодействие андрагога с его учеником, то есть, действуя максимально открыто.
Достоинством андрагогики является ее нацеленность на то, чтобы пробудить в учащемся желание учиться или убеждение в необходимости этого. При наличии хороших учебников, курсов и прочего - овладение знаниями становится простым, техническим, частным следствием работы андрагога. При плохих учебниках и неудачной структуре курсов учеба будет дольше длиться и, возможно, не закончится успешно.
Выбирать методику обучения, как нам кажется, лучше всего в направлении: андрагогика -> гуманистические теории -> дидактические -> механические. Таким образом, учитель идет от максимального развития личности, максимальной легкости и интересности обучения (андрагогика) к минимальному развитию и объему необходимых для работы и жизни знаний (механические теории). Важно, чтобы у каждого ученика всегда была возможность подняться на более высокий уровень обучения (от механического к андрагогике). Возможно, тогда одной из главных забот учителя будет "перетаскивание" учеников вверх к андрагогике.
Наш идеал преподавателя: управляющий процессом образования, свободно владеющий всеми методами обучения и выбирающий наиболее подходящий из них для данной аудитории студентов с тем, чтобы достигнуть максимального развития учащихся.
Идеальный экономист, мы полагаем, должен уметь:
Что для этого нужно:
Как видим, образ идеального экономиста также подразумевает междисциплинарный подход в его подготовке. Этот образ позволяет конструировать наш завтрашний рынок специалистов "снизу" - от вуза, что на сегодняшний день является, вероятно, самым действенным способом влияния вузов и науки на будущее страны [7].
Знания и навыки по менеджменту и маркетингу можно трактовать как возможность молодого специалиста быть открытым внешнему миру:
В нестабильном, сильно изменчивом мире, в котором мы и живем, открытость является одной из важнейших черт, позволяющих людям и предприятиям адаптироваться, создавать новые формы поведения, то есть самоорганизовываться. В конечном итоге, только открытость позволяет увеличивать разнообразие мира и, благодаря этому, возможна эволюция. Блок управленческих дисциплин может, а, возможно, и должен стать одним из инструментов, превращающем стихийную самоорганизацию обучения на уровне личности в самоорганизацию конструктивную [8, 9].
Математика, будучи мощным инструментом, позволяет, с одной стороны, расширить горизонты мышления экономиста, а с другой - четче, формальнее (а значит, удобнее для моделирования на компьютере) представлять экономическую действительность в каждом масштабе ее рассмотрения. При этом, математика (что естественно для ее природы) может способствовать сохранению целостности мировоззрения обучающегося10.
Поэтому такие дисциплины как менеджмент, маркетинг и математика представляются нам столь важными в формировании целостного научного мировоззрения будущих экономистов.
Статья опубликована:
|
При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua |