<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Всё
⇒
В поисках языка научного общения и понимания

Елена Пугачёва

В поисках языка научного общения и понимания

Барабан – может заглушить весь оркестр,
но не может заменить его.

Э. Кроткий


В ряду достоинств современных научных исследований, конференций, образовательных курсов все чаще можно встретить междисциплинарность. Приветствуются междисциплинарные разработки, тематики, методы исследования. Сегодня научное сообщество стало подходить к пониманию того, что совместными усилиями ученых разных научных направлений можно не только получить новые интересные результаты, но и выйти из тупиков, преодолеть кризисы в своем собственном развитии.

Узкая специализация, фракционность научных дисциплин, дробление предметных областей, построение дисциплинарных «заборов» напоминает историю с Вавилонской башней: ученые перестают разговаривать на одном языке и понимать друг друга. На сегодняшний день каждая из научных дисциплин прорыла глубочайший колодец в области знаний. Но, по большому счету, все они изолированы. Тем, кто сталкивался с научной деятельностью, хорошо знакома ситуация, когда специалист в области, например, 00.01 ничего не понимает и не хочет понимать в области 00.02. Традиционное образование отражает сложившуюся тенденцию в науке. Ранняя специализация, которая часто начинается с пятого класса средней школы, погоня за максимумом знаний в данной конкретной области, приводит к тому, что уже школьники, еще не начав познавать мир и себя, разъединяются, попадая каждый в свою колею.

Однако реальные проблемы не имеют дисциплинарной принадлежности. Только очень условно их можно отнести к физическим, химическим, биологическим, социальным и  прочим задачам. Поэтому успешное решение в рамках одной науки далеко не всегда приводит к разрешению проблемы в целом. Необходимо видение общей задачи научного исследования, осмысление места своего научного направления в едином процессе научного познания, понимание ограниченности данного научного подхода (даже при всем его могуществе) и осознание бесконечного разнообразия окружающего нас мира.

В отличие от традиционного междисциплинарный подход в образовании ставит своей целью не только дать знания, но и научить слышать и понимать коллег, работающих в разных специальностях, выработать навыки диалога между специалистами самых различных областей научного знания. Необходимость в таком диалоге становится все более ощутимой. Мы все являемся свидетелями того, как блестящие решения в одной области оборачиваются катастрофой в масштабе всего человечества.

В настоящее время одним из наиболее многообещающих междисциплинарных подходов является синергетика. Это слово произошло от греческого слова “синергетикос”, что в переводе означает “совместное кооперативное действие”. Имя новому научному направлению в 1969 году дал профессор Штутгартского университета физик-теоретик Герман Хакен: “Я назвал новую дисциплину синергетикой. В ней исследуется совместное действие многих подсистем (преимущественно одинаковых или нескольких различных видов), в результате которого на макроскопическом уровне возникает структура и соответствующее функционирование. С другой стороны, для нахождения общих принципов, управляющих самоорганизующимися системами, необходимо кооперирование многих различных дисциплин” [1].  Г. Хакен так объяснил свой выбор: "Я выбрал тогда слово "синергетика", потому что за многими дисциплинами в науке были закреплены греческие термины. Я искал такое слово, которое выражало бы совместную деятельность, общую энергию что-то сделать. Я преследовал цель привести в движение новую область науки. Уже тогда я видел, что существует поразительное сходство между совершенно различными явлениями, например, между излучением лазера и социологическими процессами или эволюцией, что должно быть только вершиной айсберга. Правда, в то время я не подозревал, что эта область может оказать влияние на столь многие и отдаленные области исследования… "[2].

Синергетика быстро приобрела популярность. По всему миру возникли научные сообщества, стали издаваться журналы, проводится международные конференции. В феврале 2003 года в Венском университете состоялась международная конференция нелинейных наук (International Nonlinear Sciences Conference). Целью конференции являлось развитие научного сотрудничества  специалистов различных областей естественнонаучного, медицинского, технического, социального и гуманитарного знания. Она собрала ученых более чем из 20 стран мира. Со вступительным докладом «Как работает самоорганизация?» выступил Г. Хакен. Большой блок докладов был посвящен применению идей синергетики в психологии, в медицине, в социальных науках.

В мире накапливается опыт по использованию достижений синергетики в образовании. Как установлено, головной мозг, подобно многим другим системам человеческого организма, работает в хаотическом режиме. Исследования, проведенные в школах и университетах, показывают, что интерактивная хаотическая среда оказывается очень продуктивной для развития творческого мышления. Результаты работы в этом направлении были представлены на конференции американской исследовательницей Джейн Дэвис-Сивер из государственного университета Северной Каролины в докладе «Хаос в классе» [3].  Дж. Дэвис-Сивер проанализировала процесс обучения на трех уровнях – от единственной точки равновесия (констатация факта, утверждения единой точки зрения) до обучения на грани хаоса, когда точек зрения много, когда рассуждения развиваются в разных направлениях, когда обучаемые прислушиваются к мнению других и на этой основе вырабатывают свои собственные суждения. Роль учителя при этом состоит не в распространении знаний и оценке правильности суждений, а в наблюдении за ходом рассуждений и переключении процесса обучения из одного уровня на другой. В результате, понимание становится более глубоким, разносторонним, стимулы к обучению в большей степени создает энергетика группы, а не усердие преподавателя. Пытаясь раскрепостить творческие способности человека, синергетический подход к образованию  стремится не искоренить хаос, а отыскать то соотношение между порядком и беспорядком, которое было бы наиболее плодотворным [4].

Междисциплинарный подход в науке также предполагает открытость, которая чревата проникновением хаоса. Вторжение новых идей, понятий, теорий, очевидно, нарушит привычный порядок вещей, сложившийся в данной научной дисциплине. Но это, в свою очередь, предполагает работу на другом уровне научного творчества. На этом уровне необходимо преодолеть страх и недоверие к другим теориям и овладеть искусством управления хаосом. В настоящее время продолжаются давние споры о правомерности трансляций понятий из одной области науки на другую, в частности, из естествознания в общественные науки (См., напр.[5]). В подобных спорах отчетливо просматриваются, по крайней мере, два момента. Первый - это стремление построить замкнутую систему, оградить ее от беспорядка и нестабильности, вносимых другими науками. А второй – это то, что традиционное взаимодействие представителей естествознания и общественных наук исчерпало себя. Взаимные обвинения, доказательства того, что подобные вторжения есть «тупиковая ветвь» в истории науки, являются неконструктивными в решении реальных проблем. Так, борясь, в частности, за чистоту определений и понятий в социологии, ученые оставляют нерешенными жизненно важные проблемы социальной действительности. Ситуация напоминает случай из истории экономической мысли. Придворный врач короля Людовика ХVI предложил свою точку зрения на экономическую политику, написав книгу «Экономическая таблица». На что король ответил: «Ты врач? Так и лечи. И не лезь не в свое дело!». Судьба короля Людовика ХVI известна многим, но история очень часто повторяется. Конечно, не каждый врач способен вывести страну из кризиса, но научная закрытость может привести к потере очень важных и своевременных решений.

Синергетика – очень молодое научное направление. Ее восприятие в современном научном мире тоже неоднозначно. Есть надежды, есть опасения, есть сомнения и есть первые результаты. На упомянутой выше Венской конференции синергетиков профессор Г. Хакен любезно согласился дать интервью журналу «Высшее образование в России».



Интервью с профессором Г. Хакеном

Сегодня трудно назвать область знания, в которой не проводились бы исследования под рубрикой синергетики. Не пришло ли время для синергетического образования?

Я думаю, что время для синергетического образования пришло. Я разделяю  Вашу точку зрения, что сейчас трудно найти область знания, в которой не проводились бы исследования под рубрикой синергетики. Поэтому представляется разумным вводить синергетику на разные уровни образования – от колледжей до университетов.

Что следует понимать под синергетическим образованием?

Синергетика – это междисциплинарное направление, охватывающее самые разные области знания - от физики до психологии и философии, в которых математика играет очень важную, но не исключительную роль. Так, по моему мнению, синергетическое образование, несмотря на сильную специализацию научного знания, которая сегодня наблюдается, должно акцентировать свое внимание на общих принципах, разделяемых самыми разными науками. Таким образом, синергетика может помочь нам понять важные стороны других наук, несмотря на то, что синергетик может быть не специалистом именно в этих областях.

Что в отличие от традиционных подходов может предложить синергетика?

Традиционное образование отражает сегодняшнюю специализацию науки в дисциплины, которые сами по себе становятся все уже и уже. При этом теряется целостность науки. Работая в специализированных областях, мы часто теряем цели всей работы в большем масштабе.

Синергетика - новое научное направление. Многое еще не оформилось и не определилось. Не рано ли вводить синергетику в образование?

Хотя синергетика была инициирована мною почти 30 лет тому назад, она по-прежнему остается новым научным направлением. Синергетика – открытая область и, безусловно, многие понятия еще не определены. Но именно открытость делает эту область чрезвычайно привлекательной для молодых ученых в поисках более фундаментальных и единых принципов в науке и человеческом бытии. Поэтому я не думаю, что время для синергетического образования еще не пришло.  На мой взгляд, как раз наоборот. Существует разумное основание полагать, что такие единые принципы и подходы существуют. Но в то же время у молодых людей появляется шанс открыть и развивать новые методы, пригодные одновременно и для теории, и для практики.

Некоторые ученые выражают опасения относительно проникновения идей синергетики в гуманитарные науки (экономику, социологию и т.д.). Насколько они правомерны?

Так как синергетика берет свое начало с изучения открытых нелинейных систем в физике, то некоторые ее основные базисные понятия могут быть проиллюстрированы примерами из лазерной динамики или динамики жидких сред. Ученые-гуманитарии (экономисты, психологи и т.д.) опасаются физического редукционизма. Это в корне неверно по следующим соображениям.

  1. Синергетика – это ни в коей мере не физическая теория, а теория структурных взаимосвязей, которые могут быть строго описаны на математическом языке, а могут быть качественно объяснены на вербальном уровне.
  2. Благодаря своему абстрактному подходу, синергетика может обнаружить общие принципы, применимые к общественным наукам, таким как экономика, социология, психология. Стоит отметить, что с точки зрения развития самой синергетики представляется чрезвычайно важным участие в этой работе специалистов из других областей знания. В качестве примеров, приведу опыт моего плодотворного сотрудничества с такими учеными, как Скотт Келсо (теория движения), Дж. Португали (самоорганизация городов), Гюнтер Шипек (психология) и др.

Есть ли специфика в междисциплинарном общении? Стоит ли этому учить?

Междисциплинарный диалог между учеными, по моему мнению, зависит от их подготовки. Фактически, синергетика может применяться  на разных уровнях, некоторые из которых я хотел бы упомянуть.

  1. На математическом уровне, который простирается от довольно простых алгебраических отношений до сложных методов дифференциальных уравнений специального вида.
  2. На феноменологическом уровне упрощенного математического анализа.
  3. Обсуждение на качественном уровне в терминах базисных принципов и понятий синергетики, таких как устойчивость и неустойчивость, контролирующие параметры, параметры порядка, параметры подчинения и т.д. Это может быть сделано на нематематическом уровне и дает, к примеру, возможность доступа к ряду приложений в области психологии.

Синергетике следует обучать только узких специалистов или она может рассматриваться как учение, способствующее формированию мировоззрения в современном нестабильном и непредсказуемом мире?

По моему мнению, синергетика – одинаково полезна и для узких специалистов (в силу указанных выше причин), и как мировоззренческая дисциплина. Безусловно, нам необходимы принципы, ориентиры для жизни, для развития наших компаний, для научных исследований в нестабильном и непредсказуемом мире. В этом смысле синергетика, включающая теорию хаоса, может оказаться весьма полезной.



Литература

  1. Хакен Г. Синергетика. – М.: Мир, 1980. – 404 с.
  2. Синергетике - 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. - 2000. - № 3. - С. 53.
  3. Davis-Seaver, J. "Promoting Critical Thinking at the University Level", National Forum of Teacher Education - Electronic, Vol. 8, №.3.
  4. Пугачева Е.Г. Синергетический подход к системе высшего образования // Высшее образование в России. - 1998. - №2. - С.41-45.
  5. Руткевич М.Н. Естествознание и социология. О правомерности трансляции понятий // Социологические исследования. – 2002. - №3. – С. 12-18.

Статья опубликована:

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024