<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Политика
⇒
Уроки управления общественным благосостоянием

Елена Пугачёва

Уроки управления общественным благосостоянием

Беда универсальных рецептов в том,
что они не учитывают наличия у людей
творческого воображения.

Элинор Остром



Исследования, проведенные центром Разумкова в марте 2009 показали, что больше всего голосов (28,1%) на вопрос «Какую форму государственного управления Вы считаете наилучшей для Украины в нынешней ситуации?» получил ответ «Трудно ответить». На этот вопрос  действительно трудно ответить не только рядовым избирателям, которые, похоже, разуверились во всех предлагаемых формах правления, но и ученым, пытающимся отыскать истину.

Как не разбазаривать общественное достояние? Для Украины вопрос имеет почти очевидный ответ: должны соблюдаться законы. В условиях повальной коррупции и расхищения народного благосостояния  трудно предположить, что проблема может иметь еще и другие требующие осмысления стороны.

В 1954 году  американский ученый Гаррет Хардин сформулировал проблему «Трагедия общин». Суть этой проблемы состоит в том, что в силу фундаментального противоречия между личным интересом и общим благом ограниченные ресурсы, находящиеся в свободном доступе, обречены на уничтожение . Трагедия общин показывает, как свободный доступ к ресурсу, например, пастбищу, полностью уничтожает ресурс из-за чрезмерного его использования. Допустим, существует некая сельская община, у которой есть только одно доступное пастбище. На нём все члены общины могут пасти скот сколько угодно. Выпас скота уменьшает количество травы, растущей на нём и, соответственно, выгоды от скотоводства. Каждый член общины может увеличить число своего скота, увеличить свой собственный доход, при этом плодородие пастбища сократится незначительно. Однако, если все члены общины сделают то же самое, пастбище станет уже намного хуже. Если же член общины уменьшит свой выпас, плодородие поля увеличится, но его личный выигрыш от этого будет намного меньше, чем потерянный доход.

Получается, что всем членам общины выгодно только увеличивать использование пастбища, и ни на шаг не отступать, что, в конце концов,  приводит к гибели всего пастбища и потере общественного богатства для всех.

В этом году Нобелевская премия в области экономики была присуждена Элинор Остром за достижения в области управления общественным благосостоянием.  К сожалению, исследования в этом направлении с точки зрения теории сложных систем в экономической науке Украины практически не представлены. Однако, участие украинских ученых в современном  научном поиске эффективных форм управления представляется чрезвычайно важным в решении назревших проблем, стоящих перед Украиной.

Как утверждает теорема Коуза, для эффективного управления полями, реками, воздухом и так далее важно правильно распределить права и минимизировать трансакционные издержки. Тогда люди и компании сами смогут друг с другом договориться. Если же издержки, наоборот, высоки, то и государственное регулирование может не справиться. Остром изучила режимы управления общественными ресурсами в разных ситуациях и пришла к выводу, что Коуз далеко не всегда прав. Иногда люди приходят к оптимальному решению без участия государства или четко очерченных рынков, а путем введения разного рода норм поведения. Нобелевский комитет приводит пример монгольских кочевников, у которых земля сохранялась лучше, чем в регулированном СССР или в Китае, где была проведена приватизация.

В настоящее время задача управления экономикой часто рассматривается в рамках крайностей: частное или общественное, рынок или государство, коллективизация или приватизация. Государство при этом выступает альтернативой рынку. Когда становится ясно, что рынок не справляется с проблемами, то обращаются за помощью к государству. Предполагается, что государство должно позаботиться о решении проблемы. При этом вопрос о том, какие мотивы  и стимулы появятся в недрах бюрократического государственного механизма для улучшения ситуации, остается без должного внимания. С другой стороны, когда становится очевидно, что чрезмерная централизация управления становится тормозом развития, то склоняются к приватизации, оставляя без внимания вопрос о том, каковы будут частные мотивы и стимулы.  

При условии сложности системы правил и сложности мира, в котором мы живем, все усилия создать эффективные системы управления сталкиваются с вероятностью ошибки. Когда мы изменяем политику – добавляем правила, изменяем правила или законы, адаптируем новый свод правил – мы по сути осуществляем эксперимент.  Очень важно осознавать, что сложность постоянно меняющейся социально-экономической действительности в сочетании со сложностью институциональных правил не позволяет говорить о высокой вероятности осуществления намеченного, а, скорее наоборот, о ничтожной вероятности того, что все пойдет по намеченному плану.

Вопросы поведения  систем самой различной природы в условиях роста сложности и неопределенности изучаются в рамках нового научного направления – теории сложных систем, которая изучает, как из локальных взаимодействий возникает коллективное движение и какие связи и отношения устанавливает система с окружающей средой.

Сложные системы состоят из большого числа активных элементов, взаимодействие которых между собой порождает свойство эмерджентности,  которое невозможно предсказать, изучая отдельные части системы. Центральную роль в сложных  системах играют взаимодействующие друг с другом агенты, динамично адаптирующиеся при изменении правил на основе своего опыта. Потенциальные возможности сложных адаптационных систем раскрываются в полицентрической модели управления, под которой понимают систему управления, позволяющую гражданам организовывать не единственную форму власти, а многообразные управляющие структуры, а также частные организации различных масштабов. Каждая единица власти может быть достаточно независима для выработки и проведения в жизнь правил в рамках своих полномочий.

Системы полицентрического управления часто критикуют за сложность, чрезмерность и отсутствие центрального направления, которое просматривается  с позиций развития статической  простой системы. Сила полицентрической управляющей системы состоит в том, что каждая единица управления имеет достаточную автономию для экспериментирования с разными правилами и вариантами отклика на внешнее воздействие. Экспериментирование в рамках небольшой по масштабу единицы полицентрической системы позволяет гражданам и официальным лицам получить быструю обратную связь от предпринимаемых  изменений и дает возможность обучаться на опыте других параллельных структур. Таким образом, чрезмерность модели оборачивается не недостатком, а достоинством, увеличивая спектр возможностей системы.

Более того, полицентрическая система имеет больше степеней защиты.  Так, если на большой географической территории имеется только один управляющий орган, то его неспособность дать адекватный ответ на внешний угрозы может нанести огромный урон всей системе. В случае же многообразных управляющих структур, организованных на различных уровнях, неудача одной или нескольких структур приведет к несчастьям в малом масштабе. В то же время это может быть компенсировано успешной реакцией со стороны других частей системы.

Что же касается сложности полицентрической управляющей системы, то есть известный закон Эшби, который гласит, что для надлежащего управления сложной системой, управляющая система должна быть не меньшей степени сложности. Возрастающая сложность – это вызов нашего времени. Мировое научное сообщество активно ищет ответ на сложные проблемы. В настоящее время очевидным является то, что на сложные проблемы не существует простых ответов. Попытки упростить систему, чтобы управлять привычными более простыми методами увеличивают риск разрушения или деградации системы.  

И, наконец, важнейшим условием успеха управляющей системы – активное участие людей как агентов сложной системы. Универсальных правил на все случаи жизни нет.  Каждая ситуация уникальна, и успех зависит от того, существует ли между людьми доверие и готовы ли они к сотрудничеству. Жизнь показывает, что люди способны придумать и реализовать чрезвычайно заковыристые схемы, которые не поддаются однозначной, «стерильной», как выражается Остром, классификации, зато они работают.


Статья опубликована:

  • Пугачева Е. Уроки управления общественным благосостоянием // Украина и глобальная экономика: теория и практика хозяйствования. - Материалы пятой международной научно-практической конференции, состоявшейся в Таврическом национальном университете им. В.И. Вернадского (г. Симферополь) 30-31 октября 2009 года, с.27-29.

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024