|
Константин Соловьенко
Почему медленно развивается
рынок управленческого консультирования
Маркетинг в моем представлении – часть менеджмента. Поэтому все сказанное относится и к консультациям по маркетингу. Итак, причины:
- Первыми предпринимателями Украины стали инициативные, энергичные и достаточно образованные люди. Не редко – с высшим образованием, или даже с ученой степенью. Консультантов такие предприниматели часто считают «теоретиками», «ботаниками», которые начитались книжек и ничего не понимают в практике ведения бизнеса: «Мы сами умные. Нас учить не надо».
- (Вариация 1). Практики бизнеса не часто имеют хорошую теоретическую подготовку по менеджменту. Тогда как консультант иногда «сыпет терминами», желая показать свою осведомленность и забывая, что с клиентом лучше разговаривать на его языке. Что делать? Чтобы быть хорошим консультантом, нужно быть еще и популяризатором управленческих знаний, демонстрируя почти двухсотлетний опыт бизнеса.
- К сожалению, не много бизнесменов переходит в управленческое консультирование. Однако, по-видимому, еще меньше консультантов, которые занимают бизнесом. Поэтому проблема качественных консультантов по управлению – будет всегда.
- Трудное финансовое положение части предприятий, которое не позволяет тратить средства на развитие бизнеса.
- (Вариация 4). На Западе одна из причин обращения к услугам консультантов – близкое банкротство предприятия и невозможность изменить что-либо собственными силами. (Увы, надвигающийся кризис ухудшит жизнь многих). Для Украины этот повод менее значим. Объясню почему. Бухгалтерский учет в странах Запада – прозрачнее, чем у нас. Это позволяет некоторым украинским предприятиям иметь достаточно значительную частицу «теневого» оборота (по оценкам – до 40-60%). Поэтому формально едва теплящееся предприятие в действительности может быть прибыльным и такая ситуация может устраивать его менеджмент и владельцев. В таком случае – консультанты не нужны.
- Для успешно бизнеса на Западе лет 100-150 назад характерной была вертикальная интеграция: покупка предприятий, которые поставляют сырье нам и тех, кому мы поставляем свою продукцию. Считалось, что прибыль, этих предприятий после покупки становилась нашей. (Так строилась, например, империя Г.Форда). Подобные процессы имеют место и в Украине. Поэтому часть наших организаций создает собственные отделы по развитию бизнеса, по стратегическому менеджменту и подобные. И в этом есть свой смысл. Понятно, что с консультантами по управлению подобная организация будет встречаться намного реже.
- (Противоположна 6). Аутсорсинг (передача непрофильных функций производства другим предприятиям) – одна из черт современного западного бизнеса с жесткой конкуренцией. Аутсорсинг консультационных услуг – к сожалению, не является элементом управленческой культуры большинства украинских предприятий. Это иногда снижает их конкурентоспособность.
- Опасение утечки конфиденциальной информации. Иногда, даже позвав на консультацию, заказчик рассказывает далеко не все, что касается задачи консультанта. Мало сообщает, например, о собственных просчетах. Потом, читая промежуточный отчет, говорит: «Я половину из этого и так знаю». В таком случае, хочется спросить: «Почему же Вы сразу мне об этом не сказали и я зря потерял много времени?». Отечественные предприниматели, по-видимому, еще не привыкли к тому, что порядочный консультант, как и врач, не будет никому ничего разглашать о своем клиенте: репутация – дороже всего. Даже пункт о конфиденциальности информации и штрафных санкциях в договоре не всегда успокаивает заказчика.
Статья опубликована:
|
|