|
Елена Пугачёва
Сила лидера и сила самоорганизации
Трудно себе представить ситуацию, когда нет ведущего, который все может и все знает. Пусть он ведет нас, куда считает нужным, потому что он – лидер. Чем меньше свобод оставляет лидер ведомым, тем он сильнее, а чем он сильнее, тем больше вера в то, что он все знает и все может. Пусть даже связь с лидером будет очень жесткой, но это лучше, чем одиночество в социальном пространстве. Возникает чувство сопричастности к жизни социума. А отсюда и чувство определенности, стабильности, порядка. Чего можно еще пожелать?
Жизнь отдельного человека часто представляется как уникальная возможность попасть в лидеры. Нас старт, внимание, марш! Это забег длиною в жизнь. Кто-то сразу сошел с дистанции, кто-то потом. Прислушайтесь к советам сегодняшних мудрецов: лидерство – это главное дело в жизни. Справился – прожил жизнь недаром, не справился – никому ты не нужен. Победитель получает все, а главное – социальное оправдание всех своих поступков: делай все, что хочешь.
Вся неприятность состоит в том, что лидеры (даже при пожизненном сроке лидерства) тоже смертны и что страны у них, хоть может быть, и большие по размеру, но не на всю планету. В истории было немало походов за мировое господство, но почему-то здесь все не так, как в отдельном государстве. Более того, со стороны часто видно, что за сильным лидером стоит слабое государство; что страна идет твердо и уверенно, но в тупик; что у власти оказываются люди, не только не обладающие незаурядными способностями, а скорее, наоборот. Словом, как в сказке о голом короле: внутри страны все видят роскошно одетого короля, а за ее пределами – человека, которому и стыд прикрыть нечем.
Однако речь идет не о том, чтобы оспорить роль личности в истории. Можно привести немало примеров тому, какой заряд развития получали страны с приходом к власти того или иного лидера. Речь идет о том, что лидер должен быть лидером по своей природе. Когда-то Платон говорил, что обществом должны править философы. Другой философ добавил, что важно не то, чтобы правители философствовали. Чтобы «философия правила, достаточно одного – чтобы она существовала, иначе говоря, чтобы философы были философами» (Х. Ортега–и– Гассет).
Лидерство как роль. Классик мирового менеджмента Чарльз Хэнди отмечал: «… я думал, что наука под названием менеджмент, стоит ей только научиться, может решить все наши проблемы. Теперь-то я знаю, … что можно проштудировать все книги по менеджменту и все равно остаться никудышным управленцем…Курсы могут научить людей ясно излагать свои мысли, но никак не изменить их поведение, личности или большую часть ценностей»
Получается, что в самой природе человека заложено какое-то досадное неравенство: кому-то дано стать лидером (и получить от жизни все), а кому-то нет. Неужели с этим ничего нельзя сделать? Конечно, можно. Короля, как известно, делает свита. Можно создать условия, при которых и голый король будет чувствовать себя одетым. Другими словами, эту роль можно сыграть. Теперь уже все зависит от актерского мастерства. Чем лучше сыграна роль, тем больше вам поверят. Когда-то довелось слышать такую фразу: «Политик – это тот негодяй, который лучше других может сыграть роль порядочного человека». Да и в более отдаленные времена замечали, как создавались специфические для лидеров условия: «Если считать, что ночь – это день, что справедливость – это химера, что те, кто нарушил конституцию – спасатели, а те, кто защитил ее – разбойники, что, короче говоря, человеческая честность больше ничего не стоит, тогда и я готов восхищаться этим правительством…» (Виктор Гюго «Наполеон малый», 1852 год).
Сейчас многие готовят себя в лидеры. Курсы по лидерству очень популярны. Но вовсе не философией интересуются претенденты на эту роль. Посмотрим на перечень востребованных курсов: «Лидерство в достижении профессиональных и личных целей», «Я – победитель. Полный интенсив-курс развития самоуверенности», «Все о бессознательном», «Тренинг трансформации личности» и т.п. По большому счету, все это курсы актерского мастерства для всех желающих и имеющих финансовую возможность, говоря словами одного тренинга, повысить эффективность использования лидерского инструментария в своей профессиональной деятельности.
Стань лидером или проиграешь – это знают уже школьники. Так в десятом классе психолог с гордостью (как достижение) отметила, что 80% учеников класса считают себя принадлежащими группе лидеров. А те несчастные, которые не попали в группу лидеров, расцениваются ею публично как неудачники. По-правде сказать, такой публичный психоанализ в некотором роде есть психологический стриптиз, но оставим это на совести нашей системы образования. Заметим только, что если 80% населения будут лидерами, то будет то, что мы наблюдаем на наших дорогах: все лидеры в машинах, все рвутся через головы вперед, а общего движения нет. На дорогах – пробки.
Не принято размышлять о призвании человека. Да и найти свое предназначение человек может только сам, никакие тренинговые фирмы ему здесь особенно не помогут. Было бы желание, а желания как раз и нет. Есть твердое убеждение, что на призвании много не заработаешь, а на лидерстве – другое дело. К сожалению, сегодняшний школьник не заглядывает внутрь себя с вопросом, каково мое предназначение. По большому счету он не знает, что ему делать в этой жизни, хотя это незнание может проявляться в виде сверхактивности и сверхделовитости. Как объяснить системе образования, что лидеров нужно отыскивать, а не внушать всем подряд мысли о собственном превосходстве. На что обрекает она своих выпускников, если в большинстве случаев эти ожидания не будут реализованы. Как объяснить системе образования, что человеку необходимо найти свое место в жизни, что, не сделав этого или дезертировав (сознательно не став тем, кем он должен стать), он всю жизнь будет обречен направлять все свои усилия на то, чтобы не встретиться со своей судьбой, избежать очной ставки с тем, что должно было стать его жизнью. Такие перекосы в 80% свидетельствуют о том, что, говоря словами Хосе Ортега–и– Гассет, «никогда еще не носилось по ветру столько жизней, невесомых и беспочвенных, - выдернутых из своей судьбы – и так легко увлекаемых любым, самым жалким течением».
Наука не дает ответа на вопрос, как формируется призвание. Возможно, это системное свойство. Сложная система способна к самоорганизации, проявлением которой и является предназначение людей в самых различных областях жизни. При этом инициатива исходит не столько от системы, сколько от самого человека. Жажда жизни подталкивает его к поиску своего места в этом общем движении жизни, частичкой которой он является. Он ищет свое место, исходя из того, что случайным образом было заложено при его рождении. И только, найдя свое место, он может ощутить чувство сопричастности к жизни - возможно, одно из самых сильных чувств человека, дающих смысл его существованию. Поэтому жизнь – это вечное усилие стать собой, не другим. В противном случае, жизнь становится игрой в жизнь.
Лидерство как призвание. Краеугольным камнем, или той горошинкой, которая позволяет определить, настоящая ли принцесса перед нами, является вопрос о будущем. Настоящий лидер не найдет себе покоя, пока не поведет всех к той цели, которую первоначально, возможно, видел только он. Ненастоящие лидеры живут сегодняшним днем. Как огня они боятся разговоров о будущем, потому что не знают, куда идти. Лучшее, что они могут предложить в этом случае – стабильность. Что бы не случилось, стабильность и порядок будут гарантированы.
Настоящие лидеры на много лет вперед определяли будущее страны. Она шла по пути, указанном ими, даже после их ухода. Они способны запустить процессы самоорганизации в обществе, приводящие к новому порядку, а не наводить порядок повсеместно и ежечасно.
Настоящие лидеры не боялись процессов самоорганизации и не лишали общество социальной самостоятельности. Они опирались на те силы, которые были способны инициировать новые начинания. Такова, например, была политика Людвига Эрхарда в послевоенной Германии, сделавшего ставку на развитие экономической свободы и развитие предпринимательского потенциала населения. Ненастоящие лидеры опираются на тот всегда значительный сегмент общества, который желает тирании. Это странное свойство людей исходит из глубины природы человека, дрожащего от страха перед ужасом сознательного выбора. Так, в стране, неспособной в тот момент к самоорганизации, пришел к власти Гитлер. К сожалению, не выдержала испытание на самоорганизацию и Россия, вернувшись к лидеру, пообещавшему ей порядок.
Возвращаясь к вопросу о призвании, хорошо бы помнить, что лидер - не исключение. Ему тоже нужно встроиться в общий поток жизни, которая существовала до него и будет продолжаться после. Та сложная система, которую он сейчас возглавляет, не построена им лично и не является его собственностью, с которой можно делать все, что захочется. У нее своя сложная жизнь и успех лидера во многом будет зависеть от того, насколько он понимает природу системы и согласовывает с ней свои действия.
К сожалению, часто обществу, как сложной системе, приходится выбираться из тупиков, в которые загоняют ее лидеры. У сложной системы много степеней защиты и, к счастью, в большинстве случаев она справляется с этой задачей. Но это не лучший вариант развития. Настоящие лидеры должны видеть и другие варианты и не упустить исторической возможности воспользоваться ими.
Статья опубликована:
|
|