<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Образование
⇒
Обучение на "грани хаоса"

Людмила Дробышева,
Елена Пугачёва

Обучение на «грани хаоса»

На фоне глобальных и быстрых преобразований, происходящих в современном мире, все больше возрастает роль повседневного знания обычного человека, его видение и понимание происходящих процессов, его способность делать выбор из множества альтернатив, основанный на собственной системе ценностей. Однако создается впечатление, что современное образование не очень прислушивается к этому вызову времени. Так упор на прикладное, профессиональное образование привел к тому, что студенты больше интересуются тем, чтобы окупить усилия и деньги, затраченные на получение образование, чем своим же собственным развитием. В свою очередь,  и преподаватели все реже исполняют просветительско-воспитательную роль и все чаще роль интеллектуалов, продающих свои знания и умения.

В современном учебном процессе, к сожалению, зачастую в стороне остаются вопросы, каким образом достаточно отдаленные научные дисциплины встраиваются (и встраиваются ли вообще) в процесс мышления учащихся. В результате благие помыслы разностороннего образования нередко оборачиваются мозаичностью и фрагментарностью знаний, что делает обучаемого недееспособным.

Вопрос о целостности мировоззрения сегодня, скорее, риторический вопрос. Создается впечатление, что «картина мира» должна выйти во всем многообразии, так как мы преподаем студентам много разных дисциплин. Учитывая практическую направленность большинства преподаваемых курсов, действительно, создается цельная картина: многоликий мир создан для того, чтобы «участвовать и иметь свою долю» (лат. participo).  Этот взгляд задает свои правила игры, к которым, действительно, успешно приспосабливаются многие учащиеся. Вспоминается разговор со студентами, которые говорили: «А зачем годами изучать что-либо впрок? Если будет нужно, мы наймем репетитора, и он подготовит нас по эффективным методикам за месяц». Если же студент начинает серьезно чем-либо интересоваться, уходить вглубь темы, начинает долгий и негарантированный путь поиска истины, то, как преподаватель испытываешь некоторую неловкость: как бы такое погружение в науку не обессилило ученика и не помешало бы ему в строительстве карьеры. Таким образом, в образовании начинает господствовать принцип полезного или «хлебного знания», а все остальное отбрасывается [1].

Между тем мир, в котором мы живем – это не только «общество знаний», но и «общество риска», в котором нет уверенности ни в чем – ни в области занятости и карьеры, ни даже в собственной индивидуальной идентичности.  Это связано со стремительными процессами ускорения и инновации, которые невозможно устранить. Единственный путь – научиться жить в нестабильном мире и выработать внутренние процедуры управления рисками [2].

В свое время известный американский футуролог Элвин Тоффлер писал: «… чем более важным становится вопрос о ценностях, тем меньше наши современные школы способны работать  с ним <...>. Ученики шагают из класса в класс, учителя и профессора отдаляются от них <...>. Миллионы проходят через образовательную систему, не будучи ни разу принужденным исследовать противоречия в собственных системах ценностей, глубоко исследовать свои собственные жизненные цели <...>.  Ничто не может лучше производить людей, неуверенных в своих целях, неспособных принимать решения в условиях сверхвыбора <...>. Неудивительно, что миллионы молодых людей идут в будущее случайными путями, налетая на препятствия там и тут, как неуправляемые ракеты [3, c. 339-340]».

Как утверждают специалисты, критичность мышления  - это «лакмусовая бумажка», с помощью которой проверяется (в первую очередь самим человеком) способность к принятию обдуманных решений, и не только с точки зрения определенным образом выстроенных логических аргументов, но и в их сочетании с «природным умом» человека, «интуицией»; «неспокойной совестью» и т.п. Человека можно победить в споре логическими доводами (вспомним о турнирах софистов в Древней Греции), однако даже самая хорошая логика может легко подвести человека, когда надо принимать решение в сложной жизненной ситуации. Поэтому критичность – это не противостояние одной логики доказательства другой с использованием заранее подобранных кем-то аргументов, а введение в спор или дискуссию более широкого реального жизненного опыта, наблюдений, фактов, анализа последствий [4].

Американская исследовательница Джейн Дэвис-Сивер предложила эксперимент по изучению динамики самого процесса критического мышления, который назвала  «Хаос в классе» [5,6]. В ходе этого эксперимента процесс обучения анализировался на трех уровнях – от единственной точки равновесия (констатация факта, утверждения единой точки зрения) до обучения на грани хаоса, когда точек зрения много, когда рассуждения развиваются в разных направлениях, когда обучаемые прислушиваются к мнению других и на этой основе вырабатывают свои собственные суждения. Роль учителя при этом состоит не в распространении знаний и оценке правильности суждений, а в наблюдении за ходом рассуждений и переключении процесса обучения из одного уровня на другой. В результате, понимание становится более глубоким, разносторонним, стимулы к обучению в большей степени создает энергетика группы, а не усердие преподавателя. Пытаясь раскрепостить творческие способности человека, исследовательница стремится не искоренить хаос, а отыскать то соотношение между порядком и беспорядком, которое было бы наиболее плодотворным для того, чтобы отойти от устоявшихся стереотипов в оценивании проблемы, перебрать и проиграть возможные варианты решения и взглянуть на проблему под новым углом зрения.

Теоретической основой исследований Д. Дэвис-Сивер является теория самоорганизации, согласно утверждениям которой состояние на грани хаоса является наиболее продуктивным. Другими словами, хаос  обладает творческой способностью рождать новый порядок. При этом существенно, что рождение нового порядка из хаоса не вынуждается какой-то внешней силой, а имеет спонтанный характер.

Основываясь на методике Д. Дэвис-Сивер, авторы статьи провели свое исследование среди студентов 3 курса Байкальского государственного университета экономики и права. В эксперименте участвовало 36 студентов, обучающихся на факультете организации рынка. Тема исследования – «Что такое карьера?».

На первом этапе студентов попросили быстро и коротко ответить на вопрос: «Что такое карьера?». Как правило, ответами было то, что сразу пришло на ум. Такой мозговой штурм привел к самым разным определениям карьеры, а именно:

  • Продвижение к цели
  • Повышение благосостояния
  • Управление временем
  • Карьерный рост
  • Профессиональный рост
  • Будущее
  • Достижение желаемого
  • Успех в работе
  • Интересная работа
  • Постоянный рост
  • Управление собой
  • Работа
  • Жизненный опыт
  • Дальнейшая перспектива
  • Продвижение по службе
  • Работа на себя
  • Перспективы зрелой жизни
  • Повышение самооценки
  • Положение в обществе
  • Имидж
  • Удовлетворение от работы
  • Общество, люди
  • Деньги
  • Спешка
  • Профессионализм
  • Упорная работа
  • Зарплата
  • Власть
  • Политика, экономика
  • Достижение цели
  • Интриги
  • Барьеры
  • Управление
  • Повышение квалификации
  • Маркетинг, менеджмент
  • Триумф

На втором этапе студентов попросили разбиться на пары. Каждый должен был в ходе дискуссии со своим партнером аргументировать выбор своего определения карьеры. Причем, по возможности, подбирались противоположные по смыслу определения. В результате были получены следующие ответы:

Повышение благосостояния и интересная работа

  • Благосостояние – это важный стимул карьерного роста.
  • Иногда бывает, что интересная работа – это и есть цель карьеры человека.

Карьерный рост и спешка

  • Карьерный рост способствует стабильности, повышению самооценки, достижению финансовой независимости. Человек становится все более и более независимым.
  • Жизнь коротка, поэтому для карьерного роста нужно все время торопиться. Это напряженный стиль жизни.

Интриги и профессионализм.

  • Людей уважают за профессионализм. Хорошие профессионалы, как правило, быстро продвигаются по карьерной лестнице. Интриганов обычно не любят. Они, как правило,  плохие профессионалы, так как они  не делают работу, а наблюдают за другими.
  • В любом коллективе есть люди, которые готовы добиться своих целей любой ценой. Они стремятся убрать конкурентов со своего пути. Одного профессионализма не хватит для защиты от интриг. Единственное средство защиты – такие же интриги.

Успех в работе и упорная работа

  • Карьерный рост связан с успехами в работе. Успех в работе зависит не только от работоспособности человека, но и от везения. Можно найти немало упорно работающих людей, которые так и не добились успеха.
  • Упорная работа дает человеку возможность постоянно расширять свой кругозор, набираться опыта, развиваться. Те, кто упорно работают, ставят перед собой новые и новые цели. Упорство – важное качество в управлении собственной карьерой.

Постоянный рост и барьеры.

  • Постоянный рост предполагает, что человек постоянно ставит перед собой все более высокие цели и достигает их. Так, например, с повышением зарплаты хочется добиваться большего. Для этого нужно ставить другие цели. Иногда, кстати, их нелегко найти.
  • Барьеры – неотделимая часть карьеры. Каждая ступень роста – преодоление барьеров. Барьеры – механизм отбора лучших и сильнейших. Преодолевая барьеры, человек ощущает собственную значимость, свою силу. Карьерный рост ограничен барьерами.

Повышение квалификации и власть.

  • Для начала карьеры необходимо образование, а в дальнейшем – повышение квалификации. Повышение квалификации дает новые возможности для работы. Без повышения квалификации невозможно добиться власти. А власть в принципе не помогает управлению собственной карьерой, т. к.  найдутся и другие люди с большей властью, которые будут мешать вашему развитию.
  • Карьера – это власть. Я считаю, что власть – это вершина карьеры.  Власть может быть и собственный сложившийся коллектив, уважение в нем. Повышение квалификации – это только путь к вышесказанному.

Политика, экономика и маркетинг, менеджмент.

  • Маркетинг и менеджмент – это науки, без которых экономика сегодняшнего дня не обойдется. Политика и экономика – это слова, которые противоречат друг другу. Политика не должна вмешиваться в экономику и экономика не должна вмешиваться в политику. Так как отсюда вытекают взятки, произвол и преступность.
  • Маркетинг и менеджмент – это новые направления  в сфере карьеры. Лично я для карьеры выбрал политику.

Работа на себя и положение в обществе.

  • Я считаю, что все должно быть в меру. Нельзя с головой уходить в карьеру. Работать на себя намного интереснее. Я считаю, что положение в обществе  непостоянно. Сегодня есть, а завтра – может не быть.
  • Карьерный рост укрепляет твое положение в обществе. На определенной ступени карьерной лестницы тебе станет безразлично мнение общества.  У тебя есть возможности реализовать свои идеи.

Триумф и общество, люди.

  • Взбираясь по карьерной лестнице, человек ощущает себя победителем. Карьерный рост – это престиж, деньги, самоутверждение, власть, новые возможности для тебя и твоих детей в будущем.
  • Я считаю, что ожидание от карьеры триумфа  может сделать человека несчастным - быть все время на пике триумфа невозможно, это постоянное напряжение. Это исчерпаемость идей и угроза остаться одному. Человек может быть счастлив, когда вокруг него люди, он общается и чувствует, что нужен людям.

Жизненный опыт и достижение желаемого.

  • Чем больше жизненный опыт, тем больше друзей, коллег, которые помогают в достижении желаемого. Жизненный опыт необходим, чтобы не повторить чужих ошибок.
  • При достижении желаемого формируется сила воли, стремление к хорошей карьере. Достижение желаемого формирует высокую самооценку. При этом обретается и жизненный опыт также.

Продвижение к цели и удовлетворение от работы.

  • Основными целями построение карьеры могут быть успех, карьерный рост, стабильность, финансовая независимость. Продвижение к цели требует таких качеств, как целеустремленность, упорство, поиск вариантов, изучение ситуаций, стабильность, принципиальность.
  • Карьерный рост, как правило, вызывает зависть окружающих, появляются недоброжелатели. Получая удовлетворение от работы, люди чаще реализуют свои мечты, чем идут за благополучием.

Будущее и работа.

  • В некоторой степени твое будущее зависит от твоей карьеры. А с другой стороны, для того чтобы успешно управлять собственной карьерой нужно уметь предвидеть и планировать будущее.
  • Построение карьеры – это работа, которая требует многих жертв: больше времени уделяешь работе, а не семье; появляются враги и завистники. У тебя больше шансов морального неудовлетворения.

Дальнейшая перспектива и зарплата.

  • Карьерный рост – это постоянный поиск. Строя карьеру, ты должен иметь представление о том, что ждет тебя в будущем.
  • В карьере многое зависит от тех целей, которые перед собой ставит человек. Одной из таких целей является повышение зарплаты.

Профессиональный рост и деньги.

  • Карьера – это всегда достижение профессионалов: чем более квалифицированный работник, тем выше его ступень на карьерной лестнице.
  • Многие считают деньги главной целью своей карьеры. Деньги – это двигатель, заставляющий людей работать.
Имидж и повышение самооценки.

  • Карьера во многом зависит от того, как тебя оценивают другие.
  • Не всегда адекватная оценка себя сопутствует карьерному росту. Сам себя не похвалишь, никто не похвалит. Повышение самооценки должно повлиять на других, а не на Вас.

Работа и управление.

  • Я считаю, что управление собственной карьерой – это работа. Вернее, составная часть работы. А работа без карьерного роста неинтересна, она не позволяет человеку развиваться.
  • С моей точки зрения работа и карьера – это разные вещи. Просто работая, карьерный рост не сделаешь. Для карьерного роста нужно научиться управлять собственной карьерой.

На третьем этапе вопрос «Что такое карьера?» обсуждался всеми участниками эксперимента при участии преподавателя, вопросы  которого выделены в тексте:

    • Что такое карьера?
    • Карьера состоит из многих составляющих. Это и образование, и умение мыслить, и умение общаться с людьми. Я считаю, что деньги – это неправильное понимание карьеры.
    • Почему?
    • Для меня карьера – это собственное развитие.
    • Вы согласны?
    • Нет, деньги – это стимул карьерного роста. Карьерист – это добытчик на карьерной лестнице.
    • Что Вы имеете в виду?
    • Деньги – это мерило моего профессионального роста.
    • По-моему, здесь смешиваются два понятия. Карьера – социальный рост. И карьера – личный рост. Творческие люди, например, художники, музыканты часто были бедны, но достигали необыкновенных высот в собственном развитии.
    • Вы согласны?
    • Да. Карьера – это награда. Для одного – это деньги, для другого слава, для третьего – высокий профессионализм, а для четвертого – это свобода творчества.
    • Так что же такое карьера?
    • Карьера – это широкое понятие. Не только работа, но и цель в жизни. Для меня карьера – это и хорошая профессия, и благополучная семья. Чтобы в личной жизни все было хорошо. Но без карьеры этого трудно добиться. Без социального роста и в личной жизни будут серьезные проблемы.
    • А что бы Вы хотели иметь, скажем, к 40 годам?
    • Иметь то образование, которое я хочу. Построить свою жизнь так, как я считаю нужным. Добиться того, что будет по душе. Многие получают образование, потому что надо, работают ради денег.
    • А сейчас Вы не знаете, чего нужно Вам для души?
    • Сейчас трудно сказать. Иногда кажется, что ты этого хочешь. Ты добиваешься, прикладываешь усилия, а оно не по душе. Оценить можно только потом.
    • А есть ли пределы карьерного роста?
    • Потолка нет. Можно двигаться сколько угодно. Достигается одна цель, ставишь другую и т.д.
    • Для меня карьера – это подняться выше родителей, выше друзей. Зарабатывать больше своего мужа.
    • А для меня достаточно подняться и не слишком высоко. Говорят, чем выше взлетишь, тем дольше будешь падать.
    • Ну и что. Зато полетаешь.
    • Чем выше, тем опаснее.
    • А мне нравится жить на грани риска. Это делает жизнь интересной. Можно прожить долгую и скучную жизнь, это не интересно.
    • Люди стремятся все выше и выше. И иногда теряют смысл в жизни. Нельзя задаваться такой целью: хочу, хочу, хочу.
    • Потолок все-таки есть. Ограничителей всегда много. Всегда найдется такой человек, который остановит вас.
    • А  я никогда не переступлю через свои моральные принципы. Карьера не любой ценой. Я бы не смогла ради карьеры, скажем, убить человека.
    • Я считаю, что многое зависит от обстоятельств. Абстрактно на такие вопросы отвечать невозможно.
    • Но нужно всегда отдавать отчет в том, чем жертвовать можно, а чем нет.
    • Я считаю, что у карьеры есть недостатки. Человек все время занят. Некогда уделить время себе и своей семье.
    • Как Вы считаете, кому легче сделать карьеру, мужчине или женщине?
    • Женщине труднее, потому что у нас патриархат.
    • Женщине легче, потому что она выносливее.
    • Женщине нужно быть в семье. Дети, муж, дом.
    • Я считаю, что семья очень важна и для мужчины, и для женщины. Если они заняты работой, то дети будут вырастать неполноценными личностями.
    • Но родители же работают много в основном ради детей.
    • Я считаю, что семью, а особенно детей нужно заводить, когда станешь на ноги. Пока я не стану материально независимой, я не буду заводить семью.
    • А если материальной независимости придется ждать слишком долго?
    • С возрастом, возможно, будут меняться и мои представления на этот счет. А сейчас я думаю так.
    • А как происходит продвижение по карьерной лестнице?
    • Для этого нужно упорно работать.
    • А всегда ли упорно работающему человеку удается сделать карьеру?
    • Многое зависит от везения.
    • Вы можете привести пример?
    • Да. Например, два студента сдают экзамен. Один выучил все вопросы, кроме одного. Ему попался именно этот вопрос, и он получил плохую отметку. А другой не знал ничего, кроме одного вопроса. И он ему тоже попался. Этот студент получил хорошую отметку.
    • Мне кажется, продвижение по карьерной лестнице происходит не в пустоте. Люди продвигаются в социальном пространстве. И многое зависит от результата взаимодействия с другими людьми. Многое зависит от самого человека. Карьеристов не любят, но вокруг обаятельного человека всегда люди. Ему будет больше везти. Человек достоин своего окружения.
    • А может быть и такая ситуация. Человек целеустремлен. Он долгие годы упорно работал, строил карьеру. Многого добился, но вдруг предприятие обанкротилось. И он остался ни с чем. Нужно начинать сначала.
    • Что такое карьера?
    • Мы не можем дать точного определения. Мы можем только сказать, что нужно для того, чтобы начать строить успешную карьеру. Для этого нужно образование, деньги, моральная поддержка. Человек должен быть целеустремленным, трудолюбивым. А риск существует всегда. Но многое зависит от самого человека. Если он сильный человек, то вероятность построения успешной карьеры больше, а риск меньше. А, если человек слабый, то риск больше.

* * *

Как видно из проведенного исследования, каждый из этапов представляет свой диапазон видения вопроса. Исходным моментом являются представления человека, его опыт, его восприятие проблемы. Как показывает второй этап, это может послужить надежной основой для внутреннего оппонирования или обсуждения проблем с другими людьми.  Переход к третьему этапу – это создание условий, при которых существует не одна, и даже не две, а много истин. «Калейдоскопное мышление» позволяет отойти от устоявшихся стереотипов в оценивании проблемы и взглянуть на нее под новым углом зрения, использовав всю предварительно собранную информацию. Этот этап характеризует многонаправленность, разнообразие перебора возможных вариантов решения, проигрывание различных способов решения и т.п. Подобное мышление отличается от «прицельного мышления» тем, что не застревает на каком-то одном аспекте проблемы и не концентрируется при любых условиях только на определенных способах решения проблемы. Ясно видно, что один и тот же вопрос интерпретируют по-разному, поскольку видят его под разным углом зрения. Этим преодолевается эффект ложного социального согласия, который  проявляется в склонности людей оценивать свой собственный вариант выбора как более распространенный и, соответственно, общезначимы. Третий этап – это еще не решение поставленного вопроса. Это пища для ума, необходимая для того, чтобы человек почувствовал многообразие связей со всем миром и осознанно сделал свой выбор.

Говоря о значимости подобного рода обсуждений, хотелось вновь обратиться к Элвину Тоффлеру: «Работники супериндустриального образования не должны пытаться навязать студенту жесткую систему ценностей. Но они должны систематически организовывать формальные и неформальные виды активности, помогающие студенту определять, выяснять и проверять его ценности, каковы бы они ни были. Наши школы будут продолжать выпускать людей индустриальной эпохи, пока мы не научим молодых людей навыкам, необходимым для того, чтобы идентифицировать и прояснять, если не примирять конфликты в их системе ценностей» [1, c.341].

Что же может дать человеку обучение «на грани хаоса»? Поиск самого себя, формирование внутреннего мотива и смысла обучения, стремление к самопознанию и самообразованию. Чего не может дать обучение «на грани хаоса»? Гарантий, защищенности, предсказуемости будущего. Будущее не будет точно определено, а настоящее будет иметь несколько потенциальных линий развития. Человек будет находиться в ситуации постоянного выбора. Ему придется самому освоить решение сложной проблемы – проблемы выбора. Для этого нужно научиться видеть диапазон возможных вариантов, знать, хотя бы приблизительно, последствия выбора того или иного варианта и уметь оценивать поставленные на карту ценности. 



Литература

  1. Пугачева Е.Г. О социологичности мышления студентов // Высшее образование в России. - №2. – 2003. С.86-90.
  2. Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – 172 c.
  3. Тоффлер Э. Футурошок. М.: Изд-во «Прогресс», 1973.
  4. Образование взрослых: цели и ценности / Под ред. Г.С.Сухобской, Е.А.Соколовской, Т.В.Шадриной. – СПб.: ИОВ РАО, 2002. – 188с.
  5. Davis-Seaver, J. "Promoting Critical Thinking at the University Level", National Forum of Teacher Education - Electronic, Vol. 8, №.3.
  6. Пугачева Е.Г. В поисках языка научного общения и понимания // Высшее образование в России.  2003. №4. C. 96-100.


Статья опубликована:

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024