|
Елена Пугачёва
Педагогический персонал вузов сегодня: тенденции изменений
Журнал "Социологические исследования" в сотрудничестве с Государственным университетом - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) провел "круглый стол" в режиме "он-лайн" на
указанную выше тему. В нем приняли участие: Е.С. Балабанова - докторант кафедры общей
социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им.
Н.И. Лобачевского (НГУ); A.О. Грудзинский - к. ф.-м. н., декан факультета управления и
предпринимательства НГУ; С.М. Гуриев - д.э.н., проректор Российской экономической школой СРЭШ); А.П. Заостровцев - к.э.н., доц. Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов; З.В. Котельникова - аспирант кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ; М.Г. Колосницына - к.э.н., доц. ГУ-ВШЭ; А.Е. Крухмалев - д.ф.н., зав. отделом "Социса"; О.В. Лылова - к.э.н., н.с. Московского государственного горного
университета; И.Б. Назарова - к.с.н., зам. начальника управления координации научных исследований ГУ-ВШЭ; В.М. Нилов - к.и.н., доц. Петрозаводского государственного университета; А.А. Овсянников - д.ф.н., проф., зав. кафедрой прикладной социологии и маркетинга
Международного университета (Москва); Л.Е. Петрова - к.с.н., доц. Уральского государственного педагогического университета; Н.Е. Покровский -д. с. н., проф., зав. кафедрой общей
социологии ГУ-ВШЭ; Е.Г. Пугачева - к.э.н., доц. Байкальского государственного университета экономики и права; О.H. Римская - аспирант Томского политехнического института.
А.Е. Крухмалев Трансформационные процессы в российском обществе существенно повлияли на положение, функции, социальный статус преподавателей высшей школы, на что
обращается внимание в социологической литературе, в том числе и в публикациях "Социса" -
см., например, Шавлов A.В. Кто защитит преподавателя вуза? (1993. № 1); Бондаренко Л.Ю.
Изменения в структуре и социальном статусе преподавателей высшей школы (2000. № 10);
Дубицкий В.В. О мотивации деятельности преподавателей вуза (2004. № 1) и др. В последние
годы продолжала наблюдаться тенденция ухудшения социально-демографических характеристик педагогического персонала вузов. Утечке молодых преподавателей из сферы высшего
образования способствовала не только низкая зарплата, но и востребованность специалистов
в других отраслях экономики. В вузах и в иных секторах рынка труда распространилось такое
явление, как "множественная занятость", включая подработки педагогов "на стороне". Проблемы стабильности, качественного состава педагогических кадров, повышения творческого
потенциала преподавателей, их заинтересованности в труде, улучшения их материального положения и др. заслуживают внимания социологов и других обществоведов.
В дискуссии нашего "круглого стола" хотелось бы обсудить, прежде всего, вопросы о социально-демографических аспектах педагогического корпуса вузов, в частности, остаются ли
актуальными процессы его старения и феминизации, как обстоит дело с ротацией преподавательских кадров, их перемещениями, мобильностью. Чрезвычайно важен круг проблем, касающихся профессиональных ресурсов преподавателя, его творческого потенциала. Что ему
необходимо сегодня для повышения профессионального мастерства? Как ему в этом помогает
вуз, какие вопросы приходится решать, полагаясь лишь на себя? Еще один комплекс проблем
касается особенностей занятости и мотивации труда вузовских педагогов. Меняются ли
сегодня функции, роли преподавателей? Насколько престижна их работа? Наконец, хотелось
бы услышать суждения о некоторых актуальных аспектах модернизации высшей школы. Естественно, каждый участник может высказаться в рамках темы по любому интересующему
его вопросу.
H.E. Покровский: В начале дискуссии целесообразно дать общую характеристику положения в современном российском социологическом, да и любом ином университетском образовании, что и попытаюсь вкратце сделать. Оно вытекает из социокультурной ситуации в обществе. А ситуация эта отличается нестабильностью, переходностью, кризисом, в том числе и
в области ценностных ориентаций и нравственно-психологических ожиданий молодежи. Есть
и другое название этому явлению - аномия. Причем аномия, так сказать, «накрывает» как
студентов, так и преподавателей. В разной степени и по-разному, но и тех, и других. Из этого
следует то, что студенты и преподаватели часто находятся в разных смысловых полях, хотя
семантически термины могут использовать одни и те же. Мой диагноз таков: многим только
кажется, что самое главное - это получить в вузе полноценное и глубокое образование, т.е.
знание. Это не что иное, как социальная иллюзия, связанная со смысловой инверсией. Сегодня в университет приходят из мира, где ценность знания находится на весьма низком уровне,
оно практически уже ничего и никого не определяет: наука и фундаментальное знание не составляют основу социальной стратификации. А это значит, что соответствующие профессии
в значительной степени выпали из социальной стратификации, по крайней мере, из ее значимых "этажей". Но, повторяю, по инерции некий остаточный ореол пиетета, скажем, ученого-
педагога сохранился. Общественное мнение достаточно консервативно, и люди не хотят называть вещи своими именами, а предпочитают существовать в старой просветительской (или
модернистской) системе смысловых координат.
Е.Г. Пугачева: Мы имеем дело со сферой образования, находящейся в неустойчивой, быстро меняющейся ситуации. Опыт исследования сложных неравновесных систем, способных к
самоорганизации (к ним относится и образование), показывает, что в их эволюции есть очень
важные моменты - точки бифуркации, в которых происходит выбор того или иного вектора
дальнейшей эволюции. При этом альтернативные пути развития закрываются навсегда. Другими словами, пройдя точку бифуркации, система движется по выбранному сценарию и не может вернуться назад. Что определяет выбор? Велика роль случайности, но самоорганизация
происходит не в пустоте, а под сильным воздействием сопряженных систем. В обществе - это
культурные ценности, интересы, менталитет. В момент бифуркации цели и ценности обретают особую силу, направляя развитие системы в будущее. Их можно назвать судьбоносными, и
последствия "плохого" выбора нельзя компенсировать в дальнейшем никакими положительными результатами. В этом смысле утрата академических ценностей, усиление утилитаризма
и прагматизма, свертывание общественных функций системы образования в целом не могут
быть поставлены в один ряд, скажем, с ростом профессионализма студентов и преподавателей. Размывание ценностей - серьезная угроза будущему и образования, и общества. Сегодняшние проблемы - плод нашего выбора или бездействия в момент бифуркации образовательной системы. Впереди новые точки ветвления. Хотелось бы, чтобы управление образованием становилось чувствительней к таким важным моментам и более ответственным в
оценке поставленных на карту ценностей.
И.Б. Назарова...
Материалы опубликованы:
| | |
|