Синтез радикального и либерального подходов к
образованию.
|
...Все, что сбыться могло, Арсений Тарковский |
Оказывается, что в вузовском обучении много теоретического материала и мало
практических знаний, которые выпускник может применять сразу же, попав на
производство. Почти все респонденты упомянутого выше опроса согласились с этим.
Только пара, заметим, вузовских респондентов защищала такое положение вещей.
Нам известно, что студенты и государственных, и негосударственных вузов также
сетуют на недостаток практических знаний.
Другая крайность в обучении - только практика, набор навыков, готовых рецептов,
взятых из жизни, без их обобщения, взаимосвязи и глубокого понимания "почему?".
Без построения теории, объясняющей практику. Это ситуация, когда главное -
применимость знаний в жизни. "Если такое решение сработало у очень умного
бизнесмена А, то почему оно не сработает у тебя, того, кто только учится бизнесу?"
Приведенный аргумент трудно оспаривать.
Один из респондентов упомянутого выше опроса нарисовал схему сравнения
вузовского образования в России с образованием в США так (см. схему 1):
Схема 1. Сравнение радикального (Россия) и либерального (США) подходов к образованию |
По большому счету, эта схема справедлива для сравнения радикального (Россия, Япония, Англия, Франция и др. страны) и либерального (США, многие страны Запада) подходов к образованию. С другой стороны, позволим себе высказать гипотезу, на наш взгляд - справедливую, что благодаря теоретической глубине российской учебы наши специалисты получают несколько смежных профессий. Их кругозор - шире. Они не узкоспециализированы, как, например, в США, когда выпускник знает все досконально, но в узкой области. То есть, вероятно, справедлива и схема 2.
Схема 2. Сравнение радикального (Россия) и либерального (США) подходов к образованию |
Наверное, почти все читатели согласятся, что идеальный вариант того, чему учить -
нечто среднее между радикальным и либеральным подходами. Наш респондент это
"среднее" изобразил схемой, похожей на схему 3. Добавим вариант от себя - схему 4.
Схема 3. Превращение Т-системы в "лягушачью лапку". |
Схема 4. Превращение Т-системы в Ладонь. |
На схемах 1 и 2 либеральная и радикальная части вместе образуют фигуру, похожую
на перевернутую букву Т. В дальнейшем эти структуры будем для краткости называть
"Т-системой". На схемах 3 и 4 Т-системы обозначены пунктиром. Площадь фигур на
схемах 3 и 4 (это - объем учебного материала, внимание и время студентов,
выделяемое ими на учебу) приблизительно равна площади и горизонтального и
вертикального прямоугольников из Т-системы. И, тем не менее, этот "колючий веер",
"кленовый лист", "лягушачья лапка" или "ладонь" - как хотите - может обладать
достоинствами обоих прямоугольников.
Для краткости, в дальнейшем эту новую структуру, полученную после
преобразования Т-системы, будем называть "Ладонью" или "Ладошкой";
фундаментальные дисциплины - "Пальцами", а отрезок стыка теории с практикой -
"Запястьем".
Мы отдаем себе отчет в том, что сделать из любого из двух прямоугольников
"лягушачью лапку" - большой труд для преподавателей. Теоретикам (Россия)
необходимо будет стать маркетологами и серьезно поработать на рынке
предприятий. Практикам (США) - отработать с учеными фундаментальной науки. А
всем вместе - скоординировать свою работу межу собой с такой же работой
преподавателей смежных специальностей. Нам, разумеется, легко рассуждать: это
тяжелый труд для всех его участников. Но, может быть, эта "лапка" будет
принадлежать той "лягушке", которая станет нашей царевной.
Возникает вопрос: какие из Пальцев Ладони следует делать длиннее, а какие короче?
Ответ почти очевиден: длинными следует делать те Пальцы, которые способны
поддержать своей фундаментальностью Пальцы короткие и перепонки (растяжки)
между Пальцами. Отсюда следует
Критерий качества преобразования Т-системы в Ладонь: чем длиннее Палец, тем
больше ссылок должно существовать на него с других мест Ладошки. Другими
словам: существование фундаментальных, глубоких курсов может быть оправдано
только их большой значимостью в получении знаний прочих дисциплин обучения.
Возможно, одними из такими фундаментов могут быть, например, курс
функционального анализа для математиков и курс менеджмента для управляющих.
Таким образом, преобразование Т-системы в Ладошку можно считать неудачным,
если ее длинные Пальцы существуют сами по себе и сами для себя. Такие Пальцы
могут стать первыми претендентами на укорачивание.
Такая перестройка Т-системы должна подвигнуть всех преподавателей каждой специальности вуза пересмотреть основы своих курсов. Пересмотр может проходить в двух направлениях:
Первое, что приходит на ум: двигаться следует в обоих направлениях: и сверху-вниз и снизу-вверх. Предположение - справедливое. Сейчас проанализируем оба эти направления движения, а затем вернемся к общему обсуждению перестройки Т- системы.
Пересмотр будет связан с попыткой найти общее, что лежит в основании всех дисциплин некоторой специальности. Не ограничивая общности, рассмотрим ситуацию, когда фундаментом специальности являются три курса (см. схему 5).
Схема 5. Построение нового фундаментального курса N из прежних A, B и C. |
На схеме представлены фундаментальные курсы A, B и C, лежащие в основании некоторых трех прикладных дисциплин. Пересечение этих курсов заштриховано. Идеальным нам представляется построение некоторого наименьшего нового курса N (на схеме он обозначен пунктиром), который мог бы быть основанием для наших трех прикладных дисциплин. Новый курс, возможно, включил бы пересечение A, B и C и был бы существенно меньше их механического объединения. То есть, возможно, справедливы вложения:
(A ∩ B ∩ C) ⊂ N ⊂ (A ∪ B ∪ C) | (1) |
Осторожное "возможно" относится к первой части вложения. Оно объясняется тем,
что новый курс N может и не содержать некоторых или всех частей (A ∩ B ∩ C).
Может он полностью содержится в A. Может это вообще новая наука.
Почти очевидно, что таких новых курсов можно построить много: N1 , N2 , N3 ,…
Идеальным из них, возможно, будет наименьший из них по объему, может самый
ясный для понимания студентов или самый логичный. А может тот, который
удовлетворит в качестве фундаментального наибольшее количество дисциплин
нашей специальности (не 3, как в этом примере, а, например, 4 или 5).
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос: для каких дисциплин специальности
следует строить такие новые фундаменты N? Варианты ответов:
Схема 6. Нахождение для фундаментальной науки новых приложений. |
Схема 7. Комбинации фундаментальных наук и их приложений. |
Это построение изображено на схеме 6. Задача состоит в том, чтобы для каждой из наук попытаться найти как можно большее число приложений. Этим столб превращается в раструб, обозначенный на схеме пунктиром. Очевидно стремление этим раструбом "накрыть" как можно большее количество прикладных дисциплин и специальностей вообще. Например, в схеме 7 науку A можно исключить из преподавания, т.к. B покрывает все ее приложения.
Однако, исключать A следует
только тогда, когда курс B уже преподается студентам. А если не преподается, то
разумно ли небольшой курс A заменять на огромный B, если в прочих
специальностях, даваемых B, кроме специальностей A, нет необходимости в
маленьком колледже?
А как быть с курсом C? Может, отказаться от получения студентами отрезка
специальностей [KL]? А как поступить, если можно построить курс D (обозначенный
на схеме пунктиром), который существенно меньше C и почти покрывает отрезок
[KL]? Читать ли студентам вместо A, B и C курсы B и D, или только B, или A и C?
Здесь существует много вопросов.
Разумеется, можно формализовать принятие решений по подобным проблемам.
Нам известно, что студенты либеральных и многих радикальных вузов Запада готовятся к жизни среди людей гораздо лучше, чем студенты очень многих российских вузов. Заметим, что зарубежные специалисты высшей школы, тем не менее, придают подобным вопросам большое значение (см., например, [3]). Позволим здесь высказать свою озабоченность этим. Вот то, что, на наш взгляд, стоило бы ввести или улучшить у нас.
Заметим, что негосударственные вузы и школы, как более мобильные, вводят новые курсы и обсуждают подобные темы чаще и охотнее. Например, в Школе бизнеса Аксенова, уже на вводных лекциях учащимся говорят, что их жизнь зависит только от них и ни от кого больше: это формирует мировоззрение.
- Но все-таки, представте себе, что вы бог… А. и Б. Стругацкие, "Трудно быть богом" |
Из сказанного делаем вывод, что почти для всей высшей школы вопрос о выборе методов преподавания не стоит на первом месте. И стоит ли вообще хоть на каком-то месте в ряду задач - неизвестно. Это и понятно. У государственных вузов сейчас - период выживания, у негосударственных - становления. Хоть, как ни странно, внимание к вопросам методики обучения может помочь и тем, и другим выжить и укрепиться на рынке образовательных услуг.
Осмелимся предположить, что такая связь существует (см. Таблицу 1).
Теоретические знания, полученные при радикальном обучении без практических навыков их использования - сковывают. А хорошие практические навыки без глубоких теоретических знаний при либеральном обучении могут создать иллюзию, что Вы способны выполнить любое задание, тогда как это будет не так. Идеал - нечто среднее, когда студент будет:
Нам кажется, что андрагогика Малькольма Кноулса (Malcolm Knowles) может стать хорошей методикой обучения по Ладони (впрочем, и обучения вообще). Поскольку в России работы Кноулса мало известны, позволим себе здесь вкратце осветить некоторые положения андрагогики. Все цитаты п.4.3.1 взяты из [4].
Согласно Кноулсу, существует 3 больших группы теорий образования, которые исходят из 3-х различных моделей человека:
Для каждой модели существуют собственные стратегические направления
образования. Для механической - это определенный набор инструкций, согласно
определенной программе: обучающие машины, изменение типа поведения,
прямолинейный инструктаж с помощью компьютера, обучение конечной наилучшей
модели поведения, муштровка.
Для теории познания предписываются дидактические инструкции, механическое
запоминание информации или метода анализа (например, способ решения задачи) и
единое стандартизированное тестирование на предмет получения "правильных
ответов" на поставленные задачи.
Для гуманистической модели характерны исследовательские методы,
индивидуальные программы обучения, направленность на самообразование.
...представители "поведенческой" [теории] - Павлов… и другие - настаивают на том,
что обучение происходит только тогда, когда обучаемый начинает давать
"правильную реакцию" на определенный "раздражитель". Теоретики познания -
Пиаджет... и другие - стоят на том, что обучение происходит лишь тогда, когда
обучаемый усваивает проверенные временем принципы и стратегии критического
мышления и решения задач. Теоретики гуманистического подхода - как кратко
сформулировано Карлом Роджерсом - исходят из того, что обучение возможно лишь
при условии "свободы образования", что обусловлено конкретной жизненной
ситуацией индивида и его потребностью в образовании".
"…поведенческая модель предпочтительнее, когда работнику необходимо получить
базовые знания. Когда подключаются случаи, где необходимо что-либо познать или
проанализировать, дидактическое образование, пожалуй, наилучшее. Но когда речь
идет о более сложных вещах, требующих высокого уровня саморазвития, то не
обойтись без помощи гуманистического подхода."
Эти три группы теорий образования называются педагогическими.
Андрагогика придумана для обучения взрослых людей. "…наиболее важные и
существенные предположения относительно обучения взрослых [следующие:]
"Андрагогическая модель… является "моделью процесса", которая может включать в себя различные принципы и методы, сохраняя при этом свою целостность". "Андрагогический преподаватель (консультант, помощник) заранее готовит лишь комплекс мер по ускорению освоения материала слушателем. И дело здесь не в том, что для первого [педагогического преподавателя] важна смысловая нагрузка, а для второго нет - она однозначна для обоих; но для педагога важен способ передачи этой нагрузки, а для андрагога - приобретение знаний учеником. Андрагоги видят свою задачу двояко: во-первых, как дизайнеры и управляющие процессов ускорения приобретения знаний, во-вторых, как источник этого знания. За этим "во-вторых" стоит скорее не огромная собственная кладезь информации, а возможность подключить обучаемого ко множеству других источников информации (что-то вроде информационного брокера)".
Изобразим на схеме 8 наше представление о применимости разных теорий образования для обучения людей разных возрастов.
Схема 8. В какой мере теории образования могут быть полезнее в обучении людей разных возрастов. Чем темнее цвет - тем ближе эти теории к данному возрасту. |
Радикальному подходу к образованию, нам кажется, в большей степени
соответствуют механические и дидактические теории, а либеральному -
дидактические и гуманистические. Вузовскому возрасту на схеме соответствует
"юношество" - возраст, в котором мы и предполагаем обучать используя Ладони.
Хоть, признаться, мы не видим причин, по которым стоило бы отказаться от Ладоней,
обучая в других возрастах. Выскажем предположение, что Ладони могут успешно
применяться для обучения и детей, и юношества, и взрослых. Более того: для
преемственности образования, для цельности формируемого мировоззрения,
вероятно, разумно использовать в разных возрастах близкие подходы. И еще одно
предположение. Может быть, Ладони разумнее разрабатывать на более длинный
период: детство - школа - вуз.
Теперь несколько слов о применении андрагогики к Ладони в вузе.
Андрагогика импонирует нам своей гибкостью. Тем, что она включает в себя разные,
в том числе - педагогические методы обучения, естественно вовлекая при этом весь
мир во взаимодействие андрагога с его учеником.
На наш взгляд, фундаментальным дисциплинам стоило бы учить, используя
механические теории образования с максимальным вкраплением методов
дидактических и гуманистических теорий. Максимальным настолько, насколько это
позволяет сама дисциплина и изучающие ее студенты. В прикладных дисциплинах,
напротив, главными, как нам кажется должны были бы стать дидактические и
особенно гуманистические теории. Другими словами: чем ближе к кончику Пальца
Ладони - тем "механичней" обучение, так как от студента требуется твердое знание
основ, которых немного и на которых строится все дальнейшее обучение. Чем ближе
к Запястью Ладони, тем в большей степени уместен дидактический и
гуманистический подходы. Больше "свободы образования" по Карлу Роджерсу в
выборе предметов, выборе разных тем предметов и под. И чисто андрагогический
подход возможен для продвинутых студентов. К счастью, такие были везде и во все
времена.
То, что здесь написано о выборе методов обучения, разумеется, не догма. Мы
понимаем, что этот выбор очень зависит не только от самой дисциплины, но и от
преподавателя, и от студентов. Наш идеал преподавателя: управляющий процессом
образования, свободно владеющий всеми методами обучения и выбирающий
наиболее подходящий из них для данной аудитории студентов с тем, чтобы
достигнуть наилучшего результата обучения.
В нашем опросе почти все респонденты отметили уровень контроля знаний студентов
в их вузе как "средний" с небольшими отклонениями в худшую или лучшую сторону.
Отметим себе, что важнейшая функция управления образованием
осуществляется плохо.
На наш взгляд, наибольшую эффективность может принести не столько жесткий
сколько регулярный контроль. Контроль, который рассматривался бы
преподавателями и, главным образом, студентами не как "контроль", а как элемент
учебного процесса. Интересным нам кажется здесь
Заметим еще, что регулярность контроля, возможно, в какой-то степени могла бы уравновесить либеральность, например, гуманистических теорий.
В нашей стране мало знакомы с принципами недирективного обучения, сформулированными Карлом Роджерсом, упоминавшимся в п.4.3.1. Приведем их из [5]:
Наш опыт показывает действенность и эффективность принципов в отечественных вузах и их хорошую восприимчивость студентами.
Теория, мой друг, всегда сера, Гете, "Фауст" |
Начинать изучение Ладони, конечно же, разумней всего с основ, с кончиков Пальцев. Но, социальными и техническими навыками (говорить, писать, владеть компьютером и проч.) и философией следует заниматься с 1-го курса. Очень существенным нам кажется от "длинных" Пальцев Ладони как можно быстрее добираться до приложений, до Запястья Ладони (см. схему 9, вариант (а)).
|
|||
Схема 9. Примеры порядка изучения дисциплины Ладони (1, затем 2, затем 3). |
Схема 10. Пример неудачного порядка изучения дисциплины Ладони. |
По крайней мере, - в первом же семестре учебы. Чтобы было нескучно учиться и чтобы была видна применимость теории в жизни. Иногда от кончика Пальца будет трудно быстро добраться до Запястья. Тогда весь Палец можно попытаться разбить на несколько частей, некоторые из которых начинаются с середины Пальца (см. схему 9, вариант (б), цифра "1"). Реальный пример такого разбиения: функциональный анализ математики начинают изучать с математического анализа, который является его частным более простым случаем, имеющем однако очень много приложений. Пример не очень удачного порядка изучения дисциплины изображен на схеме 10.
Еще один способ ускорить применимость теории - придумывать для студентов деловые игры (см., например [6]). Они, по сути, являются реальными, но упрощенными производственными задачами. Когда, например, из реальной проблемы выделяется только один ее аспект, на котором иллюстрируется применимость изучаемой теории в практике. В силу своей упрощенности деловые игры можно начать применять в учебном процессе достаточно рано и, постепенно их усложняя, дойти до работы с настоящими производственными задачами.
Интересно, что в нашем опросе все представители вузов одобрили непрерывность
образования в течение всей жизни. Некоторые называли это - самым главным, чему
вузы сегодня должны уделить внимание. Темы "обучения взрослых" [4],
"обучающейся нации" [3], "студента на протяжении всей жизни" [7] на Западе давно
привычны. Эти идеи, судя по результатам опроса, существуют и в нашем отечестве.
Отметим с гордостью: еще в 1913 году В.И. Вернадский писал, что формой будущей
жизни человечества является организация "учащегося народа", которая станет
основой широкого и мирного развития человечества [8].
Насколько хорошо приспособлена Ладонь к послевузовскому образованию?
Достаточно хорошо, если:
"Чему" учить подскажет маркетинговая служба, структуру курсов помогут выстроить Ладони, а "какими методами" учить - андрагогика.
Врач, выпей свое лекарство. Старый совет |
Информационный взрыв, стремительная смена технологий и проч. заставляют многие предприятия становится обучающимися, вечно изменяющимися, чтобы выжить в конкурентной борьбе. Сегодня, на наш взгляд, вузу, чтобы выжить и процветать необходимо, как это ни парадоксально звучит, стать обучающимся. Объясним, что мы под этим понимаем:
Мы рискуем попасть в ситуацию: хорошо отработали и построили Ладонь, а студенты, которых мы учим по этой Ладони - не нужны рынку труда. Но то, какие специалисты будут востребованы, нам может подсказать маркетинг. И только если мы будем строить наши Ладони с оглядкой на его подсказки, они образуют с рынком крепкое рукопожатие. Другими словами
Статья опубликована:
|
При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua |