|
Людмила Дробышева,
Константин Соловьенко
Целостность мировоззрения при обучении взрослых
Что влияет на целостность мировоззрения?
Целостным мы называем мировоззрение, которое дает человеку душевное равновесие и возможность не терять это равновесие, познавая мир на протяжении жизни. Частным следствием целостности мировоззрения является его непротиворечивость в главных, определяющих чертах. Целостное мировоззрение позволяет жить в гармонии с собой и находить эту гармонию во взаимоотношениях с внешним миром. Оно побуждает искать и выстраивать своими руками гармонию "внутри" себя и "вовне", выступая в качестве воли человека.
Что же способствует формированию целостного мировоззрения? Безусловно, сильнейшим влиянием обладает наука. Поскольку Россия – светское, не религиозное государство, то обучение в наших общеобразовательных учебных заведениях проводится на научной основе. В последнее время иногда говорят о необходимости введения религиозного обучения в среднюю школу. Под религией, подходящей для этой роли, обычно понимают христианство. А как тогда быть мусульманам, католикам, иудеям, буддистам в нашей многонациональной и многоконфессиональной России? Наступать на горло собственной песне? О какой свободе совести тогда может идти речь? Существующее сейчас положение, когда все церкви отделены от школы, но каждый школьник страны вправе посещать любую церковь, изучать любую религию вне стен общеобразовательной школы – кажется нам разумным. Так вот, введение религиозного обучения в среднюю школу мотивируется тем, что только религиозное нравственное начало способно противостоять тому падению нравов, которое наблюдается в России. Мы с этим не согласны. Ни одна из религий не обладает монополией на нравственность и далеко не всякий неверующий человек является безнравственным.
Поскольку обучение в нашей стране проводится на научной основе, то рассмотрим как научность мировоззрения влияет на его целостность. Научное знание, к сожалению, не может быть полным (границы непознанного наукой расширяются быстрее, чем границы познаваемого). На неполноту влияет также лоскутность, мозаичность существующих научных знаний о мире. Но еще в большей степени эта мозаика характерна для образования, поскольку никого нельзя обучить всему, что известно науке. К тому же, нынешнее образование (в том числе и взрослых), – эклектично и, к сожалению, не направлено на формирование целостного мировоззрения, тем более – научного мировоззрения. В лучшем случае, образование сейчас дает научные фрагменты мира, которые почти не связаны друг с другом и которые не покрывают все потребности человека (духовные, производственные, социальные и бытовые), оставляя белые пятна.
На наш взгляд, огромные возможности науки в формировании целостного мировоззрения при обучении используются далеко не в полную меру. Однако не будем забывать, что все же эти возможности – ограничены и науке не по силам такая задача. Целостность мировоззрения, которой, тем не менее, обладают почти все взрослые люди, может быть обеспечена, например, знанием истории, литературой, музыкой, природой, религией и под. То есть тем, что относится не к рациональному, а к эмоциональному, духовному началу в человеке. (Если продолжить разговор о нравственности, то любая из только что перечисленных областей способна сформировать нравственно здоровую личность). Любопытно, что удовлетворение этого духовного начала способно дать человеку целостное мировоззрение и без науки. "Культура определяет жизнь общества, и поэтому целостна, а наука в этом смысле частична", – утверждал Рац (Наука и культура (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. – 1998. №10. – С.10). Но, тем не менее, согласно Мейеру, "мировоззрение скрывает в себе философию, идет, как и она, к целому, универсальному, последнему, конечному..." (Краткая философская энциклопедия / Ред.-сост. Губский Е.Ф. и др. – М.: Издательская группа "Прогресс" – "Энциклопедия", 1994. – С.271). Поэтому синергетический принцип отказа от полноты в пользу целостности позволяет многим людям с легкостью отказаться от рациональной составляющей мировоззрения. Все это усложняет работу образования по формированию мировоззрения научного.
Таким образом:
- Целостное научное мировоззрение в человеке при обучении невозможно сформировать без развития духовного начала (еще раз подчеркнем: "духовное" не значит "религиозное").
- Развитие только духовного начала способно сформировать целостное мировоззрение, но оно не будет научным.
- Формирование целостного научного мировоззрения человека гораздо труднее, чем целостного ненаучного мировоззрения (это следует из двух предыдущих пунктов).
Мы полагаем, что России легче, чем другим странам, целостное мировоззрение формировать на научной основе: религии у нас распространены сравнительно мало, а традиционная коммунистическая идеология с начала 90-х годов уже не является государственной. Сейчас образовался некоторый вакуум в умах и душах многих россиян. Нам кажется, лучше всего заполнить этот вакуум целостным научным мировоззрением, а не религиозным или еще каким-то (Соловьенко К.Н. Упущенные возможности? (Размышления над судьбами науки) // Alma mater. – 2003. №3. – С.16-20).
Учебное заведение, преподаватель и учащийся:
взаимодействие мировоззрений
В какой степени работа преподавателя и учебного заведения должны быть направлены на формирование целостного мировоззрения? В какой степени учебный процесс должен учитывать уже сформировавшееся мировоззрение взрослых учащихся? Подобные вопросы, возразят нам, не являются актуальными для нашего замордованного реформами и почти вырезанного безденежьем образования. Мы знаем это. То, что общество позволяет реформаторам уничтожать наше будущее, в частности, является следствием ущербности целостного мировоззрения реформаторов и большинства членов нашего общества. Такая ущербность нас не устраивает. Поэтому, мы попытаемся дать ответы на прозвучавшие вопросы, которые для нашей страны, мы считаем, являются актуальными.
Преподаватель может обеспечить целостность, единство взгляда на читаемый предмет и другие предметы, которые он знает. Если он сам обладает таким взглядом, если захочет, и/или если такая задача будет перед ним поставлена. Но преподавателю невозможно или очень сложно обеспечить целостность восприятия читаемой дисциплины
- С другими дисциплинами, которых он не знает
- Со взглядами его слушателей на предмет обучения (например, на ведение бизнеса)
Первая задача (1) является стратегической задачей руководителя учебного заведения (например, бизнес-школы). Технически выработке целостного взгляда, например, на бизнес могут помочь семинары преподавателей, мозговые штурмы, совместная разработка новых курсов, обсуждение книг и статей, другие формы открытого общения и обмена мнениями. Возможно ли выработать целостный взгляд на бизнес всей бизнес-школе при многообразии теорий и практик управленческих, экономических, научных и прочих? Отвечаем: нет. Проиллюстрируем это утверждение на примере экономики.
Экономика, с точки представителей естественных наук, строго говоря, даже наукой не является. Хотя бы потому, что экономическая теория не обладает преемственностью. Например, известная всем геометрия Эвклида входит частным случаем в геометрию Лобачевского, придуманную позднее. Физика Ньютона, которую изучают в школе, является предельным случаем теории относительности Эйнштейна. Теория функций комплексного переменного выводится из обычной математики путем ее дополнения единственным постулатом: существует число, квадрат которого равен минус единице. А кейнсианство, возникшее в XX веке, развивается параллельно с классическим учением Смита. Последователи Кейнса и неоклассики сосуществуют до сих пор не в силах доказать оставшемуся миру свою правоту. Сколько экономистов - столько и экономик! Получается, что экономика - субъективная наука. Но, с точки зрения представителей естественных наук, научные знания должны быть объективными. Следовательно, экономика - не наука. Правда, познакомившись с неоклассическим синтезом (один из его представителей - Н. Грегори Мэнкью), многие естественники сказали бы, что экономика как наука сегодня переживает период становления.
В защиту экономики скажем также, что она - наука мягкая. Здание, например, математики строится на абстрактных, хоть часто и близких к реальной действительности, аксиомах и на железных законах логики. В основе же всех мягких наук - человек, поступающий часто нелогично и изменяющий со временем свой взгляд на мир, свои постулаты. "Просчитать" человека, "вычислить" его поведение, а тем более группы людей, страны - математике не под силу: "механический" подход к человеку, скорее, создает больше проблем, чем их решает. А экономика давно работает с этой "неудобной" материей и нередко очень успешно. Заметим также, что значимость гуманитарной, "мягкой" составляющей в образовании почти всех стран мира, в том числе и в России (чему мы рады), неуклонно растет.
Таким образом, на примере экономики мы показали, что учебному заведению, например, бизнес-школе почти невозможно выработать целостный взгляд на бизнес при многообразии теорий и практик управленческих, экономических, научных и прочих. Однако, некоторая общая почти для всех преподавателей канва, на наш взгляд, необыкновенно усилит позиции той же школы бизнеса в конкурентной борьбе: выработка этой канвы, следование ей в своей работе и использование ее в рекламе.
Итак, что способно помочь сформировать целостное мировоззрение учащегося, например, школы бизнеса? Ответ:
- вертикальные ссылки внутри читаемой дисциплины (на предыдущий и последующий материалы);
- горизонтальные ссылки между дисциплинами (на их общие части или на развитие одной дисциплины внутри другой);
- стратегические ссылки на целостное мировоззрение бизнес-школы, о котором мы писали выше.
И все эти ссылки, мы полагаем, должны появляться при изложении любой дисциплины как можно чаще.
Вторая из упомянутых выше задач о том, что преподавателю желательно обеспечить целостность восприятия читаемой дисциплины со взглядами его слушателей, является тактической задачей преподавателя. Демонстрируя целостное мировоззрение, например, бизнес-школы или свое, преподаватель может помочь учащемуся выработать или уточнить его личный взгляд на бизнес. Мы полагаем, что столь бережное отношение к мировоззрению учащегося гораздо важнее, чем желание убедить его в том, что наша бизнес-школа самая правильная и непогрешимая. Это, кстати, в духе андрагогики, приверженцами которой мы являемся. Вообще, терпимость преподавателя к инакомыслию учеников, при ясно выраженной собственной позиции, мы считаем хорошим тоном. Скажем больше: с советских времен за частью наших руководителей и наставников тянутся дурные традиции «сломать» человека, вытянуть из него все жилы, но подчинить себе, заставить не только говорить, но и думать как они. Такой дикий, уродливый подход и у подчиненных, и у учащихся сразу же включает защитную реакцию отторжения и неприятия. В подобной культуре эффективное обучение невозможно.
Взрослый человек, приходя учиться, демонстрирует свою открытость новым знаниям и навыкам. При этом не будем забывать, что он обладает, с одной стороны, большим опытом, своими, сложившимися ранее взглядами на работу, на жизнь и с другой стороны, своими задачами, с которыми он самостоятельно справиться не может. Закрыться от этих задач, сделать вид, что они не существуют – значит отказаться от активной жизни, в какой-то степени, деградировать. Сам по себе приход взрослого человека на учебу – акт значительный, заслуживающий уважения со стороны и учебного заведения, и преподавателя. Нерешенные задачи учащегося вносят хаос в его жизнь, разрушают стройное мировоззрение. Новые знания при помощи преподавателя могут помочь самоорганизации, эволюции его мировоззрения, в новую форму на более высоком уровне. Сохранить при этом у учащегося (а) преемственность взглядов на мир, на работу и (б) целостность нового мировоззрения – задача максимум для преподавателя. Задачи (а) и (б) немыслимо усложняются, ложась только на плечи учащегося, если преподаватель во время обучения не способен продемонстрировать целостное мировоззрение учебного заведения или свое. В таком случае, преподаватель, занятый только своим изложением материала, оставляет учащегося один на один с его мировоззрением. Такая позиция очень ослабляет учащегося, он не получает в помощь силу преподавателя, на которую, видимо, рассчитывал, отправляясь на учебу. Жертвуя полнотой во имя целостности, учащийся, недополучивший ожидаемую помощь, может быть разочарован в обучении вообще или в этом конкретном учебном заведении в частности.
Как известно из синергетики, впускать в свою жизнь хаос и опасности стоит в той мере, в какой мы способны с ними справиться (см., например, Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Самоорганизация социально-экономических систем. / Учебное пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. – С.120). Если силы учащегося увеличиваются незначительно, то и его «открытость» почти не изменится. Обоснуем этот тезис.
Любой человек – открытая система. Самая важная особенность открытой системы состоит в том, что она сочетает порядок с хаосом. Синтез порядка и хаоса имеет два аспекта. Во-первых, «порядок» в системе существует лишь «за счет» хаоса, вносимого в среду; существование ее поддерживается путем постоянного обмена со средой веществом, энергией и информацией. Во-вторых, благодаря своему «порядку» система приобретает способность адекватно реагировать на хаотические воздействия среды и вследствие этого сохранять свою устойчивость.
Таким образом, с синергетической точки зрения, хаос обладает творческой способностью рождать новый порядок. При этом существенно, что рождение нового порядка из хаоса «не вынуждается» какой-то внешней силой, а имеет спонтанный характер. Происходящие в системе изменения вместо того, чтобы затухать, могут усиливаться, и система развивается в направлении «спонтанной» самоорганизации. Поэтому в жизни человека, должна существовать открытость хаосу, опасностям в той мере, в какой он способен с ними справиться.
Рассмотрим с точки зрения маркетинга позицию преподавателя, занятого только своим изложением материала, а не проблемами своих клиентов. Она близорука и проигрышна. Точка отсчета маркетинга – клиент и его потребности. Преподаватель, демонстрирующий свою к ним закрытость – попросту очень плохой.
* * *
Резюмируем. Работа учебного заведения и преподавателей во время обучения взрослых должны быть направлены на формирование целостного мировоззрения. При этом учебный процесс должен учитывать уже сформировавшееся мировоззрение взрослых учащихся. Если хотите, это одна из важнейших миссий обучения взрослых на сегодняшний день. Те учебные заведения и преподаватели, которые будут работать в этом направлении – получат конкурентные преимущества перед другими.
Статья опубликована:
- Дробышева Л., Соловьенко К. Целостность мировоззрения при обучении взрослых // Человек и образование (Академический вестник Института образования взрослых Российской Академии образования), №2, 2005, с.53-55.
|
|