|
Константин Соловьенко
Изменение масштаба
Мы начинаем публикацию серии рассказов о консультантах по менеджменту: опытном инспекторе Данове и его ученице Ане. Многие из секретов работы Данова вы не найдете ни в одной книге по менеджменту. Их знание поможет начинающему менеджеру Ане лучше понять «закулисную жизнь» предприятий и даже повлияет на ее личную жизнь. Итак, в публикуемом рассказе главные герои знакомятся и Аня получает первое задание…
Ане назначили на десять. Она успела. Как-никак первый рабочий день. Все верно: ООО «Мера», консультации по менеджменту. Вежливый кадровик после оформления бумажек отвел ее к инспектору Данову Андрею Сергеевичу. Едва познакомившись, Данов тут же живо спросил:
— Аня, вот Вы — менеджер, с дипломом. И чем же Вам хочется управлять?
Она вспомнила рекламный слоган из университетского буклета:
— Управлять собой, управлять людьми, управлять обществом.
Лысеющий Данов вытаращил глаза и стал похож на рыбу.
— И…, — он подыскивал слова, — справитесь? …с обществом?
Аня оробела.
— Ну… с Вашей помощью. Я же пока стажер.
— Да-да, конечно. Я подумаю над Вашим предложением.
Рыженькая Аня покраснела, поэтому ироничный Данов продолжил серьезнее:
— Надеюсь, что собой Вы управляете хорошо. — И сразу без перехода, протягивая визитку: — Поезжайте по этому адресу. Здесь рядом. Я консультирую эту компанию. Этап диагностики почти завершен. Посмотрите, послушайте. А я спешу в библиотеку. В семнадцать ноль-ноль встретимся здесь же. Вопросы?
Аня смутилась еще больше. Теперь от неточности задания:
— А на какую тему консультация? Что смотреть-то?
— Оцените культуру предприятия.
— Меньше чем за день?
— Говорят, что человек, выйдя на новую работу, в первый же день решает: будет он здесь работать или нет. Почему? — Данов говорил как учитель. — Потому, что культура предприятия ощущается сразу и сразу же соизмеряется со своей: совпадают? Не совпадают? Подходят ли?
Они секунду помолчали, глядя друг на друга, и Данов продолжил почти по-домашнему:
— Ничего страшного. Сделаете, что сможете. Перед начинающими нужно ставить трудные задачи. Или даже невыполнимые задачи: вдруг они их решат? Кому-то ведь надо вручать Нобелевские премии.
Аня наконец задала вопрос, который мучил ее с того самого дня, когда она, после собеседования, выбрала для работы эту компанию:
— Андрей Сергеевич, а что главное в работе консультанта по менеджменту, как Вы считаете?
Данов глянул в окно, потом на Аню:
— Понять людей. Кто чем живет, кто чего хочет, чем обладает, как влияет на других, какие решения принимает. Главное, в двух словах: понять людей. Так что в семнадцать жду. Всего хорошего.
Договаривая последние слова, Данов черкнул в ежедневнике «17 — офис, Аня» и рванул к двери. «Пожилой, а так быстро бегает», — подумала Аня.
У нее тоже был первый рабочий день, и в голове мелькнуло: «Интересно, а я здесь останусь?» По правде говоря, на пятом курсе она мечтала работать в банке, недалеко от дома. Пыталась попасть туда на практику. Но банк рухнул, что Аню огорчило. «Мера» была не самой большой консультационной компанией города, но пользовалась хорошей репутацией. «В конце концов, — думала Аня, — наберусь опыта. А может, и себе подберу что-нибудь получше из фирм-клиентов».
Данов понимал стратегию директора на «выращивание» своих консультантов из молодых специалистов. «Андрей Сергеевич, с Вашим-то опытом из одного-двух толковых ребят сделать асов консультирования… Помощники… Вы заслужили… Освободят от рутины…» Опять же, все понимают, что при росте объемов работ деньги экономятся на зарплате молодым — тоже плюс. И преемственность обеспечена. Хотя до пенсии Данову далеко и он не собирался бросать работу после шестидесяти. Впрочем, молодежь можно лет пятнадцать учить премудростям консультирования, не боясь конкуренции с их стороны: много ли они знают?
Августовская, почти осенняя прохлада бодрила. Аня любила эту перемену: днем еще лето, а утром и вечером — уже осень, размышления, грусть. Но сегодня не до поэзии — ждет работа.
Заместителя директора, визитка которого была у Ани, на работе не оказалось. Вот и хорошо. Как говорил Остап Бендер, «был бы повод зайти в редакцию». И Аня с удовольствием пошла слоняться по территории. В столовой симпатичную Аню приметил местный красавец, шофер Жора:
— Новенькая? Из планового?
— Ага, — неопределенно ответила Аня.
Жора предложил прокатиться с ним за какими-то комплектующими, и Аня согласилась. Он оказался разговорчивым и просветил Аню относительно жизни на предприятии. А жизнь была невеселой. Продукция большой популярностью не пользовалась. Зарплаты были так себе и частенько задерживались. Правда, не больше, чем на месяц. Новые хозяева после приватизации себя никак особо не проявили. В свои планы дирекция работяг не посвящала. Приказы иногда отдавались противоречивые или просто бестолковые. Слухи ползли самые разные: то ли новое оборудование закупят и кадры сократят наполовину, то ли вообще закроются. Текучесть кадров была высокой, особенно среди мастеров и управленцев. Почти все потихоньку приворовывали… Аня не была знакома с такой жизнью и расспрашивала Жору с интересом…
Без двух минут пять Данов влетел в офис. Чувствовалось хорошее настроение:
— Чем порадует молодежь?
Поникшая Аня отчиталась о своем визите.
— Тревога и неуверенность ощущаются очень сильно, — закончила она.
— Очень хорошо Вы поработали. Мои опасения подтверждаются.
— Андрей Сергеевич, можно узнать, какая все-таки у Вас консультация?
— Меня пригласил директор. Он и собственники предприятия по-разному смотрят на стратегию развития бизнеса. Ситуация, часто встречающаяся в мировой практике. Усложняющих обстоятельств несколько. Первое: собственники — люди взрослые, выросшие в советское время.
Аня удивилась:
— Так ведь все взрослые оттуда.
Данов хохотнул:
— Да. И я тоже, и этот директор. Но я и директор учились менеджменту и годами применяли свои знания в работе. Для того и учились. А вся шестерка наших собственников, — Данов почти чеканил, вышагивая по комнате, — люди, увы, в управленческом смысле безграмотные. Это — полбеды. Обстоятельство второе: они сами между собой не могут договориться. Обстоятельство третье: двое из собственников компании работают под руководством директора в этой же компании. Обстоятельство четвертое: эти двое фактически не подчиняются директору, проводя каждый свою управленческую линию.
— Ой, как все сложно, — Аня выглядела подавленной.
Андрей Сергеевич внимательно посмотрел на сидящую Аню и мягко продолжил:
— Что Вы, Аня! Обычное дело. Все люди разные. Поэтому сейчас заварим чайку. Да с конфетками. Вы обедали?
— Да.
— Правильно: поесть и поспать для нашего брата-консультанта это — святое. Да еще чаек…
Крепенький Данов, бормоча что-то под нос, быстро заварил и начал разливать чай со смородиновым листом.
— Хозяюшка, — обратился он к Ане, — там в шкафчике конфеты. Берите какие понравятся.
Выбор скромничавшей Ани был одобрен:
— Карамель «Мечта»! У Вас прекрасный вкус.
Отхлебнув чаю, Данов продолжил разговор:
— Иногда, чтобы понять проблему, на которую позвали, полезно изменить масштаб ее рассмотрения на более высокий или более низкий.
Увидев вопрос в глазах Ани, он пояснил:
— Я имею в виду иерархические уровни. Сейчас мы консультируем директора. Топ-менеджера. Но всю нелепость структуры от учредителей донизу Вы сегодня могли «угадать», работая на самом низком уровне рядовых исполнителей. Слабая мотивация, непродуманные решения, высокая текучесть кадров, неуверенность, нервозность, воровство — признаки, по которым обнаруживаются недостатки структуры.
Чай был очень хорош. Данов сделал паузу, чтобы мысль была воспринята, и про себя улыбнулся:
— Как ни странно, если изменить масштаб в другую сторону и подняться на уровень государства, то и здесь мы сможем обнаружить некоторые из причин нервозности бизнеса. А без такого взгляда, между прочим, не обойтись: анализ СТЭП-факторов нужно будет делать.
Андрей Сергеевич, спохватившись, пояснил Ане:
— СТЭП — это социальные, технологические, экономические и политические факторы.
— Я помню.
Данов снова ненадолго ушел в себя:
— При нынешней открытости страны одна лишь дикая скорость изменения технологий внешнего мира такую нервозность может создать — печаль!
— Так что же, стабильность в жизни теперь не сможет обеспечить своим подчиненным ни один менеджер?
— В жизни? Боже упаси! Но стабильность правил жизни можно. Разумные правила хотя бы на поколение — дать можно.
— А что Вы будете советовать директору?
— Аня, у нас пока — диагностика. Советовать будем на этапе планирования действий, который для Вас лично начнется уже завтра. Об управленческом кресте Вы слышали?
— Нет.
— Ну а курс по управлению изменениями изучали?
— Даже пятерку получила.
Данов подхватил заговорщицки и почти весело:
— Вот Ваша пятерочка нашего директора и будет завтра спасать. А сейчас, Аня, почти шесть. Вы отлично отработали сегодня. Звоните родителям и — домой. Работать после работы — непрофессионально, а перед близкими — преступно.
«Не поймешь этого Андрея Сергеевича: когда он шутит, когда нет, — думала Аня в троллейбусе. — Интересный мужичок». Свежий ветерок пахнул из окна, и ей вдруг стало уютно. Впереди мальчишки громко спорили о футболе. А Ане завтра решать, что советовать директору. Ничего: новая жизнь, новые задачи. Что такое управленческий крест? Надо потерпеть до завтра…
Вечерний город громыхал на поворотах трамваями, прогуливался по набережной, и, щурясь от отблесков закатного солнца в реке, любовался фонтанами. От воды тянуло свежестью, которая к утру поднялась туманом и укутала спящий город.
Рассказ опубликован:
|
|