<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Образование
⇒
Бизнес-образование: взгляд практика

Константин Соловьенко

Бизнес-образование: взгляд практика

Для сильных его мозгов гимназическая премудрость
была каракулями на полях настоящей книги.

И.Э. Бабель




Определения

Прежде всего, определимся с терминами. Под бизнес-образованием обычно понимают обучение управлению, финансам, экономике, рыночным отношениям и сотням нюансов этих понятий, полезных для ведения бизнеса. Бизнесом, как правило, называют предпринимательскую деятельность, направленную на получение прибыли. Хотя, без всяких скидок, очень многие знания, дающиеся в бизнес-образовании так же полезны сотрудникам государственных предприятий, бывших государственных, некоммерческих и прочих.



Кадровая проблема

Видимо, большинство преподавателей бизнес-образования пересказывают книги, которые читали. Среди них есть немало довольно хороших. Особенно хороши преподаватели, общающиеся с практиками или читающие бизнес-периодику, из которой черпаются практические примеры. «Пересказчики» хороши для студентов очного обучения: в этих аудиториях не часто встречаются люди с производственным опытом. А зеленую молодежь легко «загрузить» любой информацией: полезной или бесполезной. Они все запишут и будут аккуратно повторять это на экзамене. Хороший пересказчик даст студентам полезные знания, несмотря на иногда дурацкие стандарты министерства. Плохой – загрузит «мусором» и это мало кого будет волновать.

Но «пересказчик» у практиков – не пройдет. Хотя бывает, что «проходит», если учащиеся занимают позицию «ученика», «младшего», «не знающего», «ребенка». К тому же пытливый практик почти в любой теории сможет найти для себя что-то полезное. Однако, большинство учащихся-«практиков», случается, не соглашаются с лектором, задают вопросы, на которые тот не знает ответа, юлит, ссылаясь на то, что вопрос из другого предмета и под. А перед учащимся стоит проблема и ему все равно, из какого предмета знания помогут ее решить.

Вопрос: а где найти хороших преподавателей-практиков, да к тому же универсалов? Не все хорошие практики бизнеса умеют учить, делиться опытом. И, как хорошие практики, - почти всегда хорошо зарабатывают а, если и умеют учить, то, зачастую, не хотят. Поэтому их лекции стоят дорого (это одна из причин, объясняющая высокую стоимость бизнес-образования). А проблема поиска «зубров» бизнеса, желающих и умеющих делиться своим опытом – общих решений, увы, не имеет. Такие преподаватели – товар штучный и требуют индивидуальной работы, особых методов мотивации.



Спрос и предложение

Поскольку обучение бизнесу стоит недешево, то количество преподавателей-пересказчиков желающих этим заниматься растет. И, как следствие, растет предложение услуг по бизнес-образованию, что мы все можем наблюдать. А, значит, цены должны падать. Если это не происходит, то, в частности, из-за разного качества услуг.

С другой стороны, большинство менеджеров с трудом соглашается платить большие деньги за «воздух». На мой взгляд, здесь есть доля прежнего, социалистического менталитета:

    • обучение должно быть бесплатным или почти бесплатным;
    • мы и так не дураки, нас учить не надо; до сих пор справлялись с задачами и сейчас поднатужимся и справимся сами.

У многих менеджеров, не работавших в рыночных условиях (или работавших «по старинке»), нет понимания того, что большая часть их проблем решается почти стандартно. Но стандарты эти они иногда не приемлют, а часто – просто не знают. То есть, спрос на управленческое консультирование и бизнес-образование потенциально – очень высокий, реальный – значительно ниже. Не знаю, как там в Москве и в европейской части России, но у нас в Иркутске отношение менеджеров к бизнесу изменяется медленно. И тем не менее, почти десятилетний опыт управленческого консультирования позволяет мне утверждать, что Россия очень быстро осваивает зарубежный опыт ведения бизнеса – его преумножая.



Могут ли интенсивные занятия быть эффективными?

В последнее время широко распространились интенсивные семинары: двух- трехдневные, с утра и до вечера. Могут ли они быть эффективными? Если они состоят только из чтения лекций, то, почти наверняка, – нет, не могут. Когда слушатель занят только поглощением информации (даже хорошей, полезной), то через некоторое время его восприятие очень притупляется. После обеда первого же дня лектор может нести что попало: его почти некому будет воспринимать и контролировать. Как тогда быть, если объем материала, который хочется дать, действительно огромен? Ответ:

  • Увеличивать сроки обучения или жертвовать полнотой во имя целостности (хороший синергетический принцип!), безжалостно сокращая материал до самого необходимого.
  • Чередовать пассивные формы работы (лекции) с активными (практические занятия, тренинги, деловые игры, разработка и обсуждение самостоятельных практических проектов на основе лекций и под.). Особенно продуктивными я считаю занятия, построенные на реальных задачах учащихся. Это уже небольшая, но очень нужная консультация.


Методика обучения - андрагогика

Выше обсуждалась почти очевидная проблема практичных, робастых знаний, возникающая в бизнес-образовании при обучении взрослых людей – основного потребителя этих услуг. Менее очевидной, но более значимой является задача выбора методики обучения. Лет восемь назад, решая эту задачу для себя, я ознакомился с 4-5 разными теориями обучения взрослых и сразу же остановил свой выбор на  андрагогике Малькольма Ноулса (Malcolm Knowles). Опишу очень коротко некоторые ее положения.

Все педагогические теории образования можно условно разделить на три группы:

  1. Механические (поведенческие) теории. В них человек подобен машине. Согласно этим теориям, целью образования является воспитание заранее определенных типов поведения - тех, которым учитель считает целесообразно следовать своим ученикам. Они широко известны под названием “р-р” (реакция на раздражитель).
  2. Теории познания (дидактические). Здесь человек подобен мозгу. Цель образования – раскрыть возможности разума критически мыслить и решать проблемы.
  3. Органические (гуманистические) теории. Эти теории исходят из того, что человек как всякий живой организм, обладает собственным, уникальным, генетически заданным потенциалом, и задача обучения –  максимально раскрыть и развить этот потенциал.

Для каждой модели существуют собственные стратегические направления образования. Для механической - это определенный набор инструкций, согласно определенной программе: обучающие машины, изменение типа поведения, прямолинейный инструктаж с помощью компьютера, обучение конечной наилучшей модели поведения, муштровка.

Для теорий познания предписываются дидактические инструкции, механическое запоминание информации или метода анализа (например, способ решения задачи) и единое стандартизированное тестирование на предмет получения “правильных ответов” на поставленные задачи.

Для гуманистической модели характерны исследовательские методы, индивидуальные программы обучения, направленность на самообразование.

Поведенческая модель предпочтительнее, когда работнику необходимо получить базовые знания. Когда подключаются случаи, где необходимо что-либо познать или проанализировать, дидактическое образование, пожалуй, наилучшее. Но когда речь идет о более сложных вещах, требующих высокого уровня саморазвития, то не обойтись без помощи гуманистического подхода.

Андрагогика придумана для обучения взрослых людей. Наиболее важные и существенные предположения относительно обучающихся взрослых следующие:

  • Потребность знать больше.
  • Потребность распоряжаться самим собой.
  • Больший объем и качество опыта.
  • Готовность учиться.
  • Ориентация обучения, скорее, на проблемы, имеющие непосредственное отношение к их (обучающихся) жизни.

Андрагогическая модель является “моделью процесса”, которая может включать в себя различные принципы и методы, в том числе – и педагогические. Андрагог (консультант, помощник) заранее готовит лишь комплекс мер по ускорению освоения материала слушателем. И дело здесь не в том, что для первого (педагогического преподавателя) важна смысловая нагрузка, а для второго нет - она однозначна для обоих. Но для педагога важен способ передачи этой нагрузки, а для андрагога – результат: приобретение знаний и навыков учащимся.

Многие школы бизнеса в мире избрали в качестве методики обучения именно андрагогику.



Целостное мировоззрение

Целостным я считаю мировоззрение, которое дает человеку душевное равновесие и возможность не терять это равновесие, познавая мир на протяжении жизни. Частным следствием целостности мировоззрения является его непротиворечивость в главных, определяющих чертах. Целостное мировоззрение позволяет жить в гармонии с собой и находить эту гармонию во взаимоотношениях с внешним миром. Оно побуждает искать и выстраивать своими руками гармонию "внутри" себя и "вовне", выступая в качестве воли человека.

Нынешнее бизнес-образование, в большинстве своем, не направлено на формирование целостного мировоззрения. Оно эклектично, поскольку дает фрагменты бизнеса, которые слабо связаны друг с другом и которые не покрывают все потребности бизнесмена, оставляя белые пятна. Является ли это заботой преподавателя? Не совсем. Он может обеспечить целостность, единство взгляда на читаемый предмет и другие предметы, которые он знает. Если захочет, или если такая задача будет перед ним поставлена. Но преподавателю невозможно обеспечить целостность восприятия читаемой дисциплины

  1. С другими дисциплинами, которых он не знает
  2. Со взглядами его слушателей на ведение бизнеса

Первая задача (1) является стратегической задачей руководителя бизнес-школы. Технически выработке целостного взгляда на бизнес могут помочь семинары преподавателей, мозговые штурмы, совместная разработка новых курсов, обсуждение книг и статей, другие формы открытого общения и обмена мнениями. Возможно ли выработать целостный взгляд на бизнес всей бизнес-школе при многообразии теорий и практик управленческих, экономических, научных и прочих? Отвечаю: нет. Однако, некоторая общая почти для всех преподавателей канва, на мой взгляд, необыкновенно усилит позиции школы бизнеса в конкурентной борьбе: выработка этой канвы, следование ей в своей работе и использование ее в рекламе.

Итак, что способно помочь сформировать целостное мировоззрение слушателя школы бизнеса? Ответ:

  • вертикальные ссылки внутри читаемой дисциплины (на предыдущий и последующий материалы);
  • горизонтальные ссылки между дисциплинами (на их общие части или на развитие одной дисциплины внутри другой);
  • стратегические ссылки на целостное мировоззрение бизнес-школы, о котором я писал выше.

И все эти ссылки, я полагаю, должны появляться при изложении любой дисциплины как можно чаще.

Вторая задача (2) является тактической задачей преподавателя. Демонстрируя целостное мировоззрение бизнес-школы или свое, преподаватель может помочь учащемуся выработать или уточнить его личный взгляд на бизнес. Я полагаю, что столь бережное отношение к мировоззрению учащегося гораздо важнее, чем желание убедить его в том, что наша бизнес-школа самая правильная и непогрешимая. Это, кстати, в духе андрагогики. Вообще, терпимость преподавателя к инакомыслию учеников, при ясно выраженной собственной позиции, я считаю хорошим тоном. Скажу больше: с советских времен за частью наших руководителей и наставников тянутся дурные традиции «сломать» человека, вытянуть из него все жилы, но подчинить себе, заставить не только говорить, но и думать как они. Такой дикий, уродливый подход и у подчиненных, и у учащихся сразу же включает защитную реакцию отторжения и неприятия. В подобной культуре эффективное обучение невозможно.



Обучение как актерство

Мы – актеры, нам имя – площадное,
люди глаз и ушей – показушные…

… я предан актерству
как рыцарству времени,
как отрочеству,
как гражданству…

П. Плотник



Цена слова велика, огромна, случается, что неподъемна. Учитель почти всегда знает о предмете обучения много больше учеников. Поэтому его слова для них значимы. Хороший учитель всегда ощущает это как ответственность. И относится к словам бережно. С другой стороны, зная силу воздействия слова, интонации, отношения, жеста, учитель, я считаю, должен быть в некоторой степени актером. Должен осознавать свою миссию почти пророка, во всяком случае, мастера.

И здесь на первый план выходят, как ни странно, моральные принципы. Подлый или бесстыжий учитель даже очень умный и очень много знающий – способен дискредитировать предмет изложения. Замечу, кстати, что брезгливое отношение людей к политике и к политикам во многом от этого. Помните, в одном из своих последних интервью Г. Старовойтова на вопрос о том, чего не хватает Думе ответила: «Мозгов и совести».

Вернусь к теме актерства. Я считаю, что преподаватель лучше воспринимается, если он немного играет. Если он ярок, занимателен, интересен, весел, остроумен, легко переходит от смеха к серьезным и глубоким вещам, умело их чередуя. Скажу больше: идеальный преподаватель, во-первых и в главных, ответственен за аудиторию, за свои слова, ей сказанные. Во-вторых, всегда интересен, эмоционально очень разнообразен. В-третьих, другим быть не может, поскольку любит эту работу («…гул затих, я вышел на подмостки…»). Во всем этом он един с хорошим актером.


* * *

Человек движущийся всегда интереснее стоящего. Высоцкий как-то заметил, что воздействие стихов, исполняемых под гитару, намного сильнее, чем читаемых. Мысль, высказанная живым человеком и кстати иногда более действенна, чем слова гения, но в книжке. Поэтому бизнес-образование вечно как театр. Оно будет всегда. И всегда будет спрос на умного учителя, который желает тебе и твоему бизнесу добра. Именно таких учителей я желаю всем читателям этой статьи. Всем нам.


Статья опубликована:

  • Соловьенко К. Бизнес-образование: взгляд практика // Управление песоналом (Москва), №19, 2004, с.27-29.
  • Соловьенко К. Бизнес-образование с точки зрения практика // Бизнес-образование в Украине, №8, 2005, c.10-12.
  • Соловьенко К. Бизнес-образование: взгляд практика // Тренинговый портал Украины, 27.11.2008

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024