|
Елена Пугачёва
Проблема выбора или кто предскажет будущее?
Единственное, в чем у нас нет выбора,
так это в необходимости выбирать.
Р. Энтони |
Альтернатива добра и зла уступила место
альтернативе успеха и неудачи.
С. Довлатов |
Сегодня все реже слышится вопрос: «Есть ли жизнь на Марсе?», а все чаще – «Будет ли жизнь на Земле?». Вопросы, без сомнения, представляют интерес. Но глобальный, космический характер этих вопросов не позволяет приближаться к ним в повседневной жизни. Масштабы повседневных проблем не столь грандиозны и, на первый взгляд, их решение не влияет на ход мировой истории.
Социологические исследования, проведенные в Иркутской госудственной
экономической в сентябре-октябре 2001 года, показали сегодняшние приоритеты студентов в отношении проблемы выбора. Для половины опрошенных ( в опросе участвовало 160 респондентов) самым главным в жизни является семейное счастье - 50 %. Материальное благополучие вышло на вторую позицию - 24%, а работа и служебное положение - на третью -5%. Ответы на вопрос: ”Какое из возможных достижений будущего Вам представляется наиболее важным?” распределились следующим образом: 1) невозможность ядерной войны - 27%; 2) избавление от голода и бедности на планете - 24%; 3) победа над СПИДом - 20%; 4) фантастические возможности новых технологий - 15%; 5) открытие “гена бессмертия” - 5%; 6) возможность достойно жить не работая - 3%. Таким образом, желанное будущее большинства настоящих студентов достаточно традиционно: семейное счастье, без войны, голода и болезней. Новшества нашей эпохи не оказали заметного воздействия на непреходящие общечеловеческие ценности.
В настоящее время социальная среда проникнута духом индивидуализма, в обществе преобладает концепция состязательности, материальному отдается приоритет над духовным. Об этом свидетельствует распределение ответов на вопрос:
“Что, на Ваш взгляд, помогает достичь успеха в жизни?”:
- уверенность в себе - 74%
- предприимчивость - 44%
- профессионализм - 35%
- хорошее образование - 34%
- полезные связи - 32%
- работоспособность - 24%
|
- деньги - 20%
- талант - 12%
- порядочность -11%
- способность к риску - 10%
- интеллигентность - 1%
|
Судя по ответам респондентов, для того чтобы достичь успеха в жизни нужны следующие качества: уверенность в себе, предприимчивость, профессионализм, хорошее образование, полезные связи, работоспособность и деньги. Невостребованными остаются талант, порядочность, интеллигентность, склонность к риску. Заметим, что такое распределение ответов во многом согласуются с данными опросов, проведенных в 1998 году лабораторией социологических исследований Иркутского государственного университета среди студентов и работодателей (см. Табл.1).
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос:
"Что, на Ваш взгляд, помогает достичь успеха в жизни?"
Рейтинг факторов успеха
с точки зрения студентов |
проц.от опрош. |
Рейтинг факторов успеха
с точки зрения работодателей |
проц.от опрош. |
1. Уверенность в себе |
44 |
Предприимчивость |
46 |
2. Профессионализм |
37 |
Работоспособность |
46 |
3. Полезные связи |
35 |
Полезные связи |
38 |
4. Хорошее образование |
34 |
Хорошее образование |
34 |
5. Предприимчивость |
34 |
Профессионализм |
34 |
6. Работоспособность |
32 |
Организаторские способности |
24 |
7. Деньги |
23 |
Деньги |
21 |
8. Талант |
14 |
Уверенность в себе |
19 |
9. Способность к риску |
13 |
Порядочность |
11 |
10. Порядочность |
8 |
Талант |
8 |
11. Организаторские способности |
7 |
Способность к риску |
6 |
12. Интеллигентность |
4 |
Интеллигентность |
6 |
Ответы на вопрос нашего социологического исследования: ”Какие из перечисленных качеств Вы цените выше всего?” показывают, что качества, способствующие достижению успеха в жизни (уверенность в себе -65%, профессионализм - 30%, предприимчивость - 28%) высоко ценятся студентами(см. Рис.1). В то же время заметно явное снижение ценности востребованных обществом качеств и более высокая оценка духовных качеств (талант, порядочность, интеллигентность) в глазах самих респондентов. Особенно разительно расхождение в оценке такого качества, как порядочность. Подобную ситуацию студенты объясняли особой редкостью качества, что приводит к стремительному росту его цены. В то же время студенты прогнозировали дальнейшее снижение востребованности духовных качеств в будущем и не видели их социальной роли в общественной жизни.
Распределение ответов на вопросы: "Что, на Ваш взгляд, помогает достичь успеха в жизни?" и "Какие качества Вы цените выше всего?" |
|
Рис. 1 |
Очень незначительное число студентов ценят интеллигентность (17%). Напомним, что термин интеллигенция появился в России в 60-е годы ХIХ века. Академик Д.С. Лихачев отмечал, что слово и понятие “интеллигенция” родились на русской земле. По мнению Д.С. Лихачева, есть одно важное качества интеллигента: “...его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда”. На заре ХХ века один французский психолог выдвинул утверждение, что “век, в который мы вступаем, будет, вероятно, эрой толпы”. В толпе, как известно, резко усиливается действие механизма социально-психологического заражения и человек легко приносит в жертву свои личные и коллективные интересы. Такая позиция легко примиряет его со всеми “язвами” общества и побуждает слепо следовать пути, который, возможно, ведет к катастрофе. Несмотря на всю спорность утверждения о XXI веке как о веке толп, бесспорным остается то, что взаимоотношения человека и общества, общества и природы становятся все более сложными. Без осмысленного отношения к жизни это взаимодействие чревато серьезными опасностями, о которых предупреждают экологи, синергетики, футурологи и др.
Представляет также интерес оценка респондентами образования. Исследование показало, что общественная ценность образования гораздо выше личной. Возможно, это результат того, что образование все более становится мощным ускорителем карьерного роста, но оказывает все меньшее влияние на духовное совершенствование самого человека. В результате интерес к человеку с хорошим образованием ниже, чем к специалисту с престижным дипломом. При этом 3/4 всех респондентов хотели бы передать своим детям хорошее образование и развитие их способностей, и только 1/4 - хорошее материальное наследство. Стоит заметить, однако, что мощь средств, которые оказываются в руках профессионалов, неуклонно растет. Неуклонно растут и масштабы технологических катастроф. Все мощнее оружие профессионалов-террористов. Сегодня очевидно, что без параллельного процесса укрепления системы нравственных ценностей рост профессионализма может превратиться из блага в серьезную беду для всего человечества.
В своей личной жизни моральные ценности чаще всего определяют выбор в жизненных ситуациях у 56% опрошенных, материальные выгоды - у 39%. Перевес моральных ценностей в плане вышесказанного представляется очень важным. Однако не менее важно, что входит в “моральные ценности” молодого человека сегодня. Выбор ответов на предыдущие вопросы дает представление о “наборе ценностей”, определяющий нравственный выбор сегодня.
Личные ценности определяют выбор у 76% респондентов, ценности общества - у 19%; 70% студентов способны сделать выбор в ущерб сегодняшнему дню ради выигрыша в перспективе. Своим детям 2/3 опрошенных хотели бы передать умение адаптироваться к жизненным обстоятельствам, 1/3 - умение отстаивать собственную индивидуальность.
Ответы респондентов указывают на непростую связь между желанным будущим, ценностями современного общества, ценностями самого человека, выбором им решений и тем, что хотелось бы передать в будущее. В ответах респондентов видны традиции, заметно влияние сегодняшнего состояния общества, но плохо просматриваются представления о будущем. Будущее представляется продолжением настоящего, поэтому с позиций настоящего и прошлого расставляются все приоритеты.
Философы Востока утверждают, что жизнь человека протекает не только из настоящего в будущее, но и в определенном смысле из будущего в настоящее. Наше будущее в значительной степени зависит от того, каким мы его себе представляем. Другими словами, завтра придет то будущее, которое мы сознательно или неосознанно выбрали сегодня. Когда мы говорим о выигрыше в перспективе, то в качестве ориентиров вряд ли выбираем такие угрозы человечества, как: опасность коллапса биосферы; исчерпание энергетических и минеральных ресурсов; вероятность схлопывания экологической ниши биологического вида Homo sapiens вследствие болезней, мутаций и т.п.; погружение в новую среду обитания – виртуальную ойкумену и т.д. Когда мы говорим об адаптации, то подразумеваем плавный эволюционный процесс, т.к. вряд ли имеет смысл адаптация в момент катастрофы. Когда мы говорим об успехе, то имеем в виду экономический успех.
Развитие эволюционного мышления на пороге нового тысячелетия, расставляющего все новые и новые катастрофические воронки на пути человечества, возможно, могло бы расставить и другие акценты. Возможно, это изменило бы наше отношение к будущему. Возможно, увеличилась бы вероятность того, что человечество благополучно пройдет мимо страшных трагедий и катастроф.
В заключение, хотелось бы напомнить о феномене «сваренной лягушки», который демонстрирует различия в порогах, определяющих реакцию на изменения среды. В первом случае лягушка опускается в холодную воду и медленно подогревается. Изменения в окружающей среде происходят медленно, лягушка на них не реагирует и в итоге погибает. Во втором случае лягушку опускают в кипящую воду, она тут же из нее выпрыгивает и тем самым спасается. Многие компании и процветающие организации превращаются в сваренных лягушек, потому что степень их уверенности в своей выживаемости слишком велика. Они не воспринимают изменений в среде до тех пор, пока те не станут катастрофическими.
Каким будет только что наступивший ХХI век? Будущее насыщено большим количеством потенциально опасных кризисов, многие из которых способны угрожать выживанию человечества. Хочется верить, что человечество пройдет мимо такого рода опасностей. Но, вряд ли, это можно будет сделать с закрытыми глазами. Система образования – один из важнейших социальных институтов. Сегодня ощущается необходимость в новой философии образования, которая была бы адекватна не только изменившимся условиям существования человека, но и тем глобальным проблемам, которые ставит перед человечеством наступивший ХХI век.
Статья опубликована:
- Пугачева Е. Проблема выбора или кто предскажет будущее? // Байкальская альтернатива, 2002, Пилотный номер, с.50-53.
|
|