<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Образование
⇒
Синергетический подход к системе высшего образования

Елена Пугачева

Синергетический подход
к системе высшего образования

АННОТАЦИЯ

В работе рассматривается система образования с точки зрения теории хаоса, поскольку образование обладает многими ключевыми характеристиками нелинейных динамических систем. Принимая во внимание основные положения нелинейной динамики, предлагается подход к управлению образованием и к прогнозам его развития.



Глобальные трансформации человеческой жизни во второй половине ХХ века привели к дисгармонии отношений “Человек и Природа”, “Человек и общество”. Экономический кризис, политический, экологический, духовный и т.д. - это только преддверие крупномасштабного кризиса. Формирование стратегии в общепланетарном масштабе становится главным условием выживания. В такой ситуации поле деятельности высшей школы значительно расширяется: ей предстоит не только готовить специалистов в традиционных сферах деятельности, но и формировать контуры цивилизации, способной разрабатывать и реализовывать эту стратегию [1].

В ходе разработки важнейших направлений реформы высшей школы постепенно сформировалась новая образовательная парадигма. Ее основные положения изложены в документах Госкомвуза России и Меморандуме Международного симпозиума ЮНЕСКО “Фундаментальное (естественнонаучное и гуманитарное) университетское образование”, 1994. В свете новой парадигмы задачами образования являются [2]:

  • гармонизировать отношения человека с природой через освоение современной научной картины мира;
  • научить человека жить в потоке информации, создать предпосылки и условия для его непрерывного саморазвития;
  • создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Если прежняя парадигма образования в основном была парадигмой обучения, провозглашающей знания, умения и воспитание, то новая парадигма подразумевает развитие творческих начал и культуры личности. В соответствии с предлагаемой концепцией образование может считаться фундаментальным, если оно представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и, благодаря этому, созревает для умножения потенциала самой среды.

Возникновение новой парадигмы означает, что имеет место процесс самоорганизации, приводящий к возникновению новых структур в макроскопических масштабах. Появляется необходимость и в новой парадигме для управления процессом обучения. Роли и обязанности менеджеров претерпевают существенные изменения. ”Если раньше вывод будущего из прошлого был основной стратегией управления, то в новых условиях менеджмент должен быть нацелен на создание будущего часто полностью вопреки прошлому и настоящему“ [3]. На смену традиционно стабильным и посредническим функциям управления приходят все более динамичные обязанности, предполагающие творческий и экспериментальный процесс работы.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям, проводимым нелинейными методами. Работы Э. Лоренца, Дж. Йорке, М. Фейгенбаума, С. Смейла, Б. Мендельборта и др. дали толчок многочисленным исследованиям нелинейных явлений в области математики и естественных наук. Интенсивное изучение парадоксов мира нелинейных структур привело не только к появлению новой теории - теории хаоса, но и к выработке новой парадигмы. Наука, основанная на идеях Ньютона, объясняет мир с помощью линейных моделей. Главным достоинством этих моделей является их предсказуемость. В рамках Ньютоновской парадигмы понятна связь между причиной и следствием, частью и целым, устойчивостью и порядком.

Теория хаоса рассматривает нелинейные динамические системы. Она вдребезги разбила старое представление о том, что простые системы имеют простое поведение, а сложные - сложное. Даже простые детерминированные нелинейные динамические системы могут иметь сложное поведение. Увеличение интенсивности внешнего воздействия приводит не только к количественным изменениям, но и к качественно новому состоянию. Поведение системы может становиться все более сложным, но все же сохранять регулярность и закономерность. Однако, возможна и такая ситуация, когда возникает хаос с совершенно новыми для линейной динамики свойствами: странными аттракторами, чувствительностью к начальным данным, необратимостью и непредсказуемостью, фрактальными структурами и самоорганизацией (см., напр. [4]).

В теории динамических систем под хаосом понимают нерегулярные колебания динамических систем. Cистема ведет себя нерегулярным образом по причине присущих ей внутренних свойств, а не случайных сил, действующих извне. Генератором непредсказуемости в хаотических системах является сильная чувствительность к начальным данным. Это означает, что незначительно малые изменения в начальных условиях могут привести к большим расхождениям результатов. Э. Лоренц назвал это свойство “эффектом бабочки”: если бабочка взмахнула крыльями в Китае, то это может вызвать ураган в Америке.

В области математики и анализа нелинейных систем нашла подтверждение идея самоорганизации: хаотические системы могут образовывать порядок, причем жизнь сама использует некоторый вид хаоса для организации материи на более высоком уровне [5].

Сегодня идея применения теории хаоса к исследованию социальных явлений находит все больше и больше сторонников. В последнее десятилетие многие ученые пришли к выводу, что нелинейность - неотъемлемое свойство экономических и финансовых процессов. Хаотическое поведение или его отголоски зафиксированы в экономике (см. напр., [6], [7]), на финансовых рынках [8], в теории принятия решений (см., напр., [9], [10]), в менеджменте (см., напр., [11], [12]) и многих других социальных дисциплинах. Постоянное усложнение окружающего нас мира, неудачи в объяснении или предсказании социальных явлений подталкивают ученых общественных наук к теории хаоса. Важность изучения сложных нелинейных систем не может быть преувеличена, т.к. сопутствующие им хаотические состояния или неконтролируемый беспорядок могут иметь разрушительные последствия.

Теория хаоса рассматривается как альтернатива для объяснения сложного мира социальных отношений [13]. Некоторыми важными выводами теории хаоса являются следующие:

  1. Мир - нелинейный. Далеко не всегда верна формула: чем больше, тем лучше. Связь между причиной и следствием намного сложнее, чем в простых линейных системах.
  2. У нелинейных систем есть внутренние свойства, которые нельзя игнорировать и которых нет ни у одной из ее частей. Попытки управлять системой, не зная ее внутренних свойств, и навязать ей желаемое поведение может привести к непредвиденным результатам.
  3. Желанная устойчивость системы очень уязвима к внешним воздействиям. И, наоборот, неустойчивость - путь к выживанию, самообновлению, развитию и согласованию всех ее составных частей.
  4. Хаотические решения на каждом шагу подстерегает “эффект бабочки” - малые изменения могут иметь серьезные последствия.
  5. Если нельзя предсказать поведение системы на длительное время, то вполне возможно предсказать общие тенденции, выработать главную политику, оставляя детали на долю самоорганизации.

Целью данной статьи является показать применимость некоторых идей теории хаоса к управлению системой образования.

Рассмотрим систему образования как открытую сложную нелинейную динамическую систему. Сложность ее понимается в том смысле, что у системы есть внутренние свойства, которых нет ни у одной из составляющих ее частей.

Система образования демонстрирует взаимодействие многочисленных противоборствующих сил. С одной стороны, образование пропитано духом вековых традиций, с другой - оно должно следовать за ритмом изменений, происходящих в окружающем мире. С одной стороны, жесткая структурированная система, а с другой - многочисленные попытки осуществления образовательных реформ. Планирование, структурирование, контроль приводят систему в устойчивое, упорядоченное состояние, в то время, как инициатива, новаторство, образовательные эксперименты толкают ее к неустойчивости. Столкновение противоборствующих внешних и внутренних сил в системе образования, как и в любой сложной нелинейной системе, может привести к хаосу. Если менеджеры образования не способны справиться с этими воздействиями, то систему ожидает бесконтрольный хаос.

“Многие политики и специалисты в области образования до болезненности заражены стремлением сделать ставку на реформы, которые, полагают они, в конце концов позволят решить проблемы образования наших дней. Попыток реформирования предпринимается много, но чаще всего усилия тратятся впустую” [14]. В этом случае теория хаоса перекладывает вину ошибочной деятельности отдельных лиц - реформаторов на сложность внутренних отношений, присущих системе. Даже самые прекрасные намерения, навязанные ей извне, приводят к отрицательным результатам. Действовать можно только соразмерно с внутренними законами нелинейной системы.

Согласно теории хаоса, система не может дважды пройти через одни и те же координаты или через одно и то же состояние. То, что было успешным при одних обстоятельствах, вовсе не обязательно даст положительный результат при других. Возможно, поэтому некоторые из зарубежных технологий обучения не принесли нам тех результатов, что на родине. Необходим постоянный поиск новых, свежих решений как на старые, так и на новые проблемы. А это означает, что для успешного развития система постоянно должна находиться в неравновесном состоянии. “Хаос расширяет спектр сил и возможностей организации для поиска новых точек зрения. Для того, чтобы организация обновляла себя, она должна постоянно поддерживать неустойчивое состояние” [12].

Каково же будущее такого развития? Любым изменениям должен предшествовать прогноз: к чему они приведут? “Как свидетельствует опыт прошлого, прогноз, если он не ограничен конкретным промежутком времени и конкретными целями, часто ошибочен. Те, кто сталкивается с проблемой совершенствования системы образования, прежде всего должны ответить на практический вопрос: какие количественные задачи будут решать их планы в категориях “годы учебы”, ”число дипломов”, “cтруктура” и т.д.? Такой подход заключает большую долю риска - можно попасть в ловушку численного прогноза, который исходит из того, что будущее предопределено современностью” [14].

Одним из основных симптомов хаоса, как уже отмечалось выше, является сильная чувствительность к начальным данным и связанная с этим непредсказуемость на длительный период времени. Поэтому бессмысленно делать детальный прогноз на большой период времени, когда даже малые события могут привести к полному срыву даже тщательно разработанного плана. Кроме того, реформаторы, знакомые с теорией хаоса, хорошо понимают, что все случаи предсказать невозможно, и они не станут паниковать из-за того, что что-то идет не по плану. Они выработают генеральную политику и попытаются направить процесс в нужном направлении, давая возможность самоорганизации согласовать все мелкие детали адаптирующейся в стремительно меняющемся мире системе.

В наши дни хорошо заметна самоорганизация образования. Несмотря на все экономические и финансовые трудности, появляются новые формы и методы обучения. Образование прокладывает себе дорогу в будущее. Однако нельзя не отметить очень опасный с точки зрения теории хаоса изъян - отсутствие генеральной политики. “Реформы высшей школы бессистемны. Они не согласованы с реформами экономическими. Все больше они напоминают организационно - бюрократические эксперименты. Более того, каждый шаг реформаторов вызывает недоумение и неприятие: научно - педагогические работники и студенты не знают и не понимают проводимую политику реформирования высшей школы, полагая, - и по-видимому, справедливо, что такой политики просто не существует” (из выступления Президента Российского союза ректоров проф. В. Виноградова на Совете Российского Союза ректоров, 1994 г.) [15].

Уже сейчас перед менеджерами сферы образования возникают задачи на порядок сложнее, чем в прошлом. Задача управления системой высшего образования как сложной нелинейной динамической системой требует нового мышления. С одной стороны, в устойчивой системе эффективны бюрократические методы и методы контроля, успешно действующие в знакомых ситуациях. В ситуации же постоянного изменения и усложнения неизвестно, какие механизмы являются наиболее подходящими. С другой стороны, чтобы удержать устойчивость системы, нужно контролировать все большее число параметров. Ни одна, даже самая могущественная нация в мире, не в состоянии проконтролировать все параметры глобальной экономики, возникающей сегодня.

На первый взгляд в стремительно меняющемся иррациональном мире человеческие усилия бессмысленны. Неустойчивость, непредсказуемость, сильная зависимость от начальных данных мира нелинейных структур ставит под сомнение целесообразность управления. Однако, исследования в теории управления и принятия решений с точки зрения теории хаоса установили, что воздействие человека не только возможно, но и существенно. Вопрос только, что именно и когда [16].

Наука управления, основанная на научной парадигме Ньютона, должна быть переосмыслена и переформулирована в рамках новых научных представлений, рассматривающих изменяющиеся отношения между порядком и беспорядком в поведении природных и социальных систем. Соотношение между порядком и беспорядком, гармонией и дисгармонией все время меняется. Иногда людей больше устраивает порядок, но для большинства человеческих целей наиболее полезным является изменяющаяся степень беспорядка [16].

Новый взгляд состоит в том, чтобы увидеть в хаотической, неустойчивой с точки зрения деталей системе порядок и стабильность, если рассматривать ее с точки зрения глобальных перспектив. Тогда вывод о том, что система должна быть неустойчивой с тем, чтобы породить глобальную устойчивость, не будет выглядеть столь парадоксальным.

Теория хаоса открывает новые перспективы развития, рассматривая хаос как новые возможности. Не искоренять хаос, а управлять им, добиваясь выгодного соотношения между порядком и беспорядком - новая задача управления, в том числе - управления образованием. Новизна и сложность поставленной задачи требует исследовательской работы, творческих и новаторских подходов. В связи с этим возрастает роль математического моделирования и вычислительного эксперимента. Суть синергетического подхода состоит в выявлении аналогий протекания различных процессов вблизи точки неустойчивости. Общность нелинейных процессов в открытых диссипативных системах позволяет описывать явления из самых разных областей с помощью близких математических моделей. Экспериментальными задачами теперь являются следующие:

  1. Распознать скрытые динамические модели
  2. Найти ключевые параметры, определяющие переход системы из одного качественного состояния в другое
  3. Оценить ситуацию в тех случаях, когда система близка к критическим состояниям
  4. Выработать гибкие стратегические решения
  5. Найти новые организационные формы в случае возникновения хаотического состояния

Развившись в недрах естественных наук, теория хаоса может оказаться своевременной для объяснения и управления сложной системой социальных отношений, неотъемлемой частью которой является высшее образование.



Литература

  1. Моисеев Н.Н. Цивилизации ХХI века - роль университетов // Аlma mater, №5-6, 1994.
  2. Суханов А. Концепция фундаментализации высшего образования и ее отражение в ГОСах // Высшее образование в России, №3, 1996.
  3. Воронина Т. Размышления о перспективах высшей школы на конференции по философии образования // Alma mater, №5, 1997.
  4. Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Потапов А.Б. Синергетика - новые направления // Знание, М., №11, 1989.
  5. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М., Мир, 1979.
  6. Day, Richard H., 1994, “Complex Economic Dynamics”, Volume I, Cambridge: MIT Press.
  7. Isomaki, Heikki and Satu - Paivi Kantola, 1995, “Bifurcations and chaos in Enveronmental Macroeconomic System”, mimeo, Helsinki, University of Technology and University of Turku.
  8. Trippi, R.H., 1995, “Chaos and Nonlinear Dynamics in Financial Markets”, Burr Ridge, IL: Irwin.
  9. Kiel, L. Douglas, 1994, “Managing Chaos and Comlexity in Government”, San Francisco: Jossey - Bass Publishers.
  10. Thietart, R. A. and B.Forgues, 1995, “Chaos Theory and Organization”, Organization Science, Vol.6, №1, 19-31.
  11. Overman, E. Sam, 1996, “The New Sciences of Administration: Chaos and Quantum Theory”, Public Administration Rewiev, Vol. 56, Issue 5, Washington.
  12. Nonaka I. “Creating Organizational Order Out of Chaos: Self - Renewal in Japanese Firms”. California Management Review. Vol. 30, Issue3, p.57-73, 1988.
  13. Gleick, James, 1987, “Chaos: Making a New Science”, N.Y.: Penguin Books.
  14. Блондель Д. “Почему реформы терпят крах?” // Alma mater, 1994, №2, с.39.
  15. Виноградов В. “Что нас ждет завтра?” // Alma mater, 1994, №1, с.6.
  16. 16. Young T.R., L. Douglas Kiel. Chaos and management science: control, prediction and nonlinear dynamics // Electronic Newsletter, 1997.

Статья опубликована:

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024