<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Образование
⇒
Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации

Елена Пугачева,
Константин Соловьенко

Высшая школа:
некоторые проблемы самоорганизации

АННОТАЦИЯ

В статье представлены результаты исследования вузов Иркутска. Анализируются тенденции их развития. Предлагается подход, превращающий стихийную самоорганизацию вузов России в конструктивную.



Что происходит с высшей школой сегодня? Как адаптируется она к рыночным условиям? Какие новые явления характеризуют взаимодействие негосударственных высших учебных заведений с государственной системой образования? Эти вопросы, судя по публикациям журнала «Социс», привлекают ныне все болшее внимание специалистов в области социологии образования.

В данной статье используются результаты опроса, проведенного в Иркутске весной-осенью 1997 года. В нем участвовали представители руководства государственных и негосударственных вузов (от ректоров до заведующих кафедрами) и предприятий разных форм собственности, сотрудники служб трудоустройства. Целью опроса было выявление актуальных проблем подготовки специалистов, сотрудничества вузов и предприятий, а также определение способов и путей их решения. Разумеется, результаты данного опроса не претендуют на всеобщность и, возможно, не отражают всей палитры мнений о рассматриваемых ниже вопросах.

Из опросов руководителей двух основных на сегодняшний день форм высшего образования – государственной и негосударственной – явствует, что параллельно действующие на рынке образовательных услуг государственные и негосударственные вузы развиваются не одинаково. Первым приходится гораздо труднее (см. таблицу).

Изменения

Эксперты

государственных вузов

негосударственных вузов

В оплате труда преподавателей

Уменьшилась примерно в 3-5 раз. Выплачивается с задержками и неполностью.

Выше, чем в государственных вузах, Выплачивается без задержек и полностью.

В материально-техническом обеспечении учебного процесса

Государство не финансирует. Осуществляется только за счет средств от коммерческого набора. На факультетах «рыночной ориентации» оно лучше, чем на традиционных.

Состояние его немного лучше, чем в государственных вузах

В сфере производственной практики

Эта сфера сокращается, за исключением «рыночных специальностей». Есть проблемы с поиском предприятий для организации производственной практики.

Для проведения практики привлекается не более 1% производственников

Эта сфера расширяется. Иногда практика на предприятии оплачивается вузом.

Привлекается от 10 до 20% производственников

Дальнейшее развитие государственной высшей школы зависит от возможности и способности вписаться в рыночные отношения. Процесс перестройки в этом направлении идет здесь трудно. В значительной степени вузы еще надеются на помощь государства. Государственное финансирование, однако, продолжает уменьшаться. Что касается негосударственных вузов, то они были порождены новыми экономическими отношениями и потому, как следует из ответов респондентов, лучше и быстрее адаптируются к новым рыночным условиям. У них благополучнее финансовая ситуация, а сотрудники увереннее смотрят в будущее.

Коммерциализация государственных вузов привела к расслоению получаемых в них специальностях на «рыночные» и «не рыночные». «Рыночные» по многим показателям сходны с аналогичными специальностями в негосударственном образовании. Поэтому, возможно, имеет смысл говорить не о государственной и негосударственной, а о рыночной и нерыночной формах образования. Поляризация этих двух форм образования становится все жестче. Дальнейший рост дифференциации вузов по уровню финансового благополучия может привести к дестабилизирующему хаосу.

Стремительная динамика перемен, происходящих в обществе, поставила вузы перед необходимостью самоорганизации образовательного процесса. Это обстоятельство требует увеличения открытости вузов к окружающему миру, которую можно рассматривать в трех направлениях: вниз (связи с предприятиями), вверх (связи с государством) и по горизонтали (связи с другими вузами).

Связи с предприятиями.
В современных условиях производство чахнет, ему не до заказа специалистов: не потерять бы тех, которые есть. Государственные вузы заняты собственным выживанием. Маркетинговыми связями с предприятиями они практически не занимаются. Почти все респонденты ответили, что у них в вузах нет маркетинговых служб, а если и есть, то действуют формально или на «первобытном» уровне. Нет также служб, занимающихся оказанием помощи выпускникам в распределении, отсутствует связь с выпускниками, работающими на предприятиях, что стимулировало бы повышение качества подготовки. Опросы показывают, что руководители предприятий хотели бы повышать квалификацию своих работников, но не верят в то, что вузы смогут им в этом помочь. Поэтому вузам целесообразно со своей стороны активизировать разнообразные формы сотрудничества с производством.

Связи с государством.
Почти все респонденты ответили, что у ректоров и ученых нет возможности влиять на реформу высшего образования. Власти не учитывают их мнений. Происходит непрерывное снижение даже того мизерного финансирования государственной высшей школы, которое запланировано. По словам одного из опрошенных подобная политика означает подрыв основ образования. Сегодня, по мнению некоторых респондентов, отношения между вузами и государством чреваты напряженностью, которая может вызвать акции протеста молодежи.

Связи с другими вузами.
Горизонтальные связи между вузами, в том числе и между вузами зарубежных стран налаживаются лучше. Однако эти связи носят односторонний характер: импульсы идут с Запада – Интернет, гранты, фонды и пр. Для налаживания контактов внутри страны у вузов и преподавателей нет средств. Командировки, участие в конференциях, встречи становятся неслыханной роскошью на фоне постоянных и острых финансовых проблем.  

Тем не менее, можно говорить о том, что механизм самоорганизации образования уже запущен. Ответы респондентов внушают уверенность, что развитие высшей школы не смотря на трудности будет продолжаться, причем в самых разнообразных формах.

Самоорганизацию системы образования пока можно считать в основном «стихийной», поскольку каждый из ее участников действует самостоятельно, на свой страх и риск, преследуя только свои цели.

Таким образом, развитие рыночных отношений, имеет как созидательные, так и разрушительные хаотические последствия. В области образования симптомами деструктивных перемен можно считать отток квалифицированных педагогов, снижение престижа преподавателя в обществе, сворачивание объема научных исследований,  ухудшение качества образования, утрате во многом старых социальных норм и принципов. Вместе с тем отечественная система образования приобретает гибкость, становится более чувствительной к переменам, восприимчивой к демократическим тенденциям. В ней возрождается дух творчества и предпринимательства.

Созидательный процесс может пойти дальше, создавая условия для саморазвития и качественного изменения системы образования на базе инновационных процессов и научно-исследовательской деятельности при сохранении всего того, что делало ее в прошлом одной из лучших в мире. Однако реформа образования не может состояться, если по-прежнему будет затягиваться решение финансовых, экономических, правовых, социальных и многих других взаимосвязанных проблем, что может привести к общественным коллизиям.

Статья опубликована:

  • Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации // Социс (Социологические исследования), 1999, №11, с.99-101.
  • Pugacheva E.G., Solov’enko K.N. Higher Education. Some Problems of Self-Organization // Russian Education and Society, vol. 42, no. 10, October 2000, pp.5-9.
  • Пугачева Е.Г., Соловьенко К.Н. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации // Социология образования перед новыми проблемами. Москва-Омск: Журнал РАН "Социологические исследования", Ом.гос. ун-т, 2003, с.272-276.

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024