<? print trim($names[$l]) ?>
synergist.kiev.ua
Русский English
Українська
Статьи, книги
Консультации
Тренинги
Блог
Полезные ссылки
Контакты

Статьи, книги
⇒
Всё
⇒
Изменение масштаба

Константин Соловьенко

Изменение масштаба

Мы начинаем публикацию серии рассказов о консультантах по менеджменту: опытном инспекторе Данове и его ученице Ане. Многие из секретов работы Данова вы не найдете ни в одной книге по менеджменту. Их знание поможет начинающему менеджеру Ане лучше понять «закулисную жизнь» предприятий и даже повлияет на ее личную жизнь. Итак, в публикуемом рассказе главные герои знакомятся и Аня получает первое задание…

Ане назначили на десять. Она успела. Как-никак первый рабочий день. Все верно: ООО «Мера», консультации по менеджменту. Вежливый кадровик после оформления бумажек отвел ее к инспектору Данову Андрею Сергеевичу. Едва познакомившись, Данов тут же живо спросил:

— Аня, вот Вы — менеджер, с дипломом. И чем же Вам хочется управлять?

Она вспомнила рекламный слоган из университетского буклета:

— Управлять собой, управлять людьми, управлять обществом.

Лысеющий Данов вытаращил глаза и стал похож на рыбу.

— И…, — он подыскивал слова, — справитесь? …с обществом?

Аня оробела.

— Ну… с Вашей помощью. Я же пока стажер.

— Да-да, конечно. Я подумаю над Вашим предложением.

Рыженькая Аня покраснела, поэтому ироничный Данов продолжил серьезнее:

— Надеюсь, что собой Вы управляете хорошо. — И сразу без перехода, протягивая визитку: — Поезжайте по этому адресу. Здесь рядом. Я консультирую эту компанию. Этап диагностики почти завершен. Посмотрите, послушайте. А я спешу в библиотеку. В семнадцать ноль-ноль встретимся здесь же. Вопросы?

Аня смутилась еще больше. Теперь от неточности задания:

— А на какую тему консультация? Что смотреть-то?

— Оцените культуру предприятия.

— Меньше чем за день?

— Говорят, что человек, выйдя на новую работу, в первый же день решает: будет он здесь работать или нет. Почему? — Данов говорил как учитель. — Потому, что культура предприятия ощущается сразу и сразу же соизмеряется со своей: совпадают? Не совпадают? Подходят ли?

Они секунду помолчали, глядя друг на друга, и Данов продолжил почти по-домашнему:

— Ничего страшного. Сделаете, что сможете. Перед начинающими нужно ставить трудные задачи. Или даже невыполнимые задачи: вдруг они их решат? Кому-то ведь надо вручать Нобелевские премии.

Аня наконец задала вопрос, который мучил ее с того самого дня, когда она, после собеседования, выбрала для работы эту компанию:

— Андрей Сергеевич, а что главное в работе консультанта по менеджменту, как Вы считаете?

Данов глянул в окно, потом на Аню:

— Понять людей. Кто чем живет, кто чего хочет, чем обладает, как влияет на других, какие решения принимает. Главное, в двух словах: понять людей. Так что в семнадцать жду. Всего хорошего.

Договаривая последние слова, Данов черкнул в ежедневнике «17 — офис, Аня» и рванул к двери. «Пожилой, а так быстро бегает», — подумала Аня.

У нее тоже был первый рабочий день, и в голове мелькнуло: «Интересно, а я здесь останусь?» По правде говоря, на пятом курсе она мечтала работать в банке, недалеко от дома. Пыталась попасть туда на практику. Но банк рухнул, что Аню огорчило. «Мера» была не самой большой консультационной компанией города, но пользовалась хорошей репутацией. «В конце концов, — думала Аня, — наберусь опыта. А может, и себе подберу что-нибудь получше из фирм-клиентов».

Данов понимал стратегию директора на «выращивание» своих консультантов из молодых специалистов. «Андрей Сергеевич, с Вашим-то опытом из одного-двух толковых ребят сделать асов консультирования… Помощники… Вы заслужили… Освободят от рутины…» Опять же, все понимают, что при росте объемов работ деньги экономятся на зарплате молодым — тоже плюс. И преемственность обеспечена. Хотя до пенсии Данову далеко и он не собирался бросать работу после шестидесяти. Впрочем, молодежь можно лет пятнадцать учить премудростям консультирования, не боясь конкуренции с их стороны: много ли они знают?

Августовская, почти осенняя прохлада бодрила. Аня любила эту перемену: днем еще лето, а утром и вечером — уже осень, размышления, грусть. Но сегодня не до поэзии — ждет работа.

Заместителя директора, визитка которого была у Ани, на работе не оказалось. Вот и хорошо. Как говорил Остап Бендер, «был бы повод зайти в редакцию». И Аня с удовольствием пошла слоняться по территории. В столовой симпатичную Аню приметил местный красавец, шофер Жора:

— Новенькая? Из планового?

— Ага, — неопределенно ответила Аня.

Жора предложил прокатиться с ним за какими-то комплектующими, и Аня согласилась. Он оказался разговорчивым и просветил Аню относительно жизни на предприятии. А жизнь была невеселой. Продукция большой популярностью не пользовалась. Зарплаты были так себе и частенько задерживались. Правда, не больше, чем на месяц. Новые хозяева после приватизации себя никак особо не проявили. В свои планы дирекция работяг не посвящала. Приказы иногда отдавались противоречивые или просто бестолковые. Слухи ползли самые разные: то ли новое оборудование закупят и кадры сократят наполовину, то ли вообще закроются. Текучесть кадров была высокой, особенно среди мастеров и управленцев. Почти все потихоньку приворовывали… Аня не была знакома с такой жизнью и расспрашивала Жору с интересом…

Без двух минут пять Данов влетел в офис. Чувствовалось хорошее настроение:

— Чем порадует молодежь?

Поникшая Аня отчиталась о своем визите.

— Тревога и неуверенность ощущаются очень сильно, — закончила она.

— Очень хорошо Вы поработали. Мои опасения подтверждаются.

— Андрей Сергеевич, можно узнать, какая все-таки у Вас консультация?

— Меня пригласил директор. Он и собственники предприятия по-разному смотрят на стратегию развития бизнеса. Ситуация, часто встречающаяся в мировой практике. Усложняющих обстоятельств несколько. Первое: собственники — люди взрослые, выросшие в советское время.

Аня удивилась:

— Так ведь все взрослые оттуда.

Данов хохотнул:

— Да. И я тоже, и этот директор. Но я и директор учились менеджменту и годами применяли свои знания в работе. Для того и учились. А вся шестерка наших собственников, — Данов почти чеканил, вышагивая по комнате, — люди, увы, в управленческом смысле безграмотные. Это — полбеды. Обстоятельство второе: они сами между собой не могут договориться. Обстоятельство третье: двое из собственников компании работают под руководством директора в этой же компании. Обстоятельство четвертое: эти двое фактически не подчиняются директору, проводя каждый свою управленческую линию.

— Ой, как все сложно, — Аня выглядела подавленной.

Андрей Сергеевич внимательно посмотрел на сидящую Аню и мягко продолжил:

— Что Вы, Аня! Обычное дело. Все люди разные. Поэтому сейчас заварим чайку. Да с конфетками. Вы обедали?

— Да.

— Правильно: поесть и поспать для нашего брата-консультанта это — святое. Да еще чаек…

Крепенький Данов, бормоча что-то под нос, быстро заварил и начал разливать чай со смородиновым листом.

— Хозяюшка, — обратился он к Ане, — там в шкафчике конфеты. Берите какие понравятся.

Выбор скромничавшей Ани был одобрен:

— Карамель «Мечта»! У Вас прекрасный вкус.

Отхлебнув чаю, Данов продолжил разговор:

— Иногда, чтобы понять проблему, на которую позвали, полезно изменить масштаб ее рассмотрения на более высокий или более низкий.

Увидев вопрос в глазах Ани, он пояснил:

— Я имею в виду иерархические уровни. Сейчас мы консультируем директора. Топ-менеджера. Но всю нелепость структуры от учредителей донизу Вы сегодня могли «угадать», работая на самом низком уровне рядовых исполнителей. Слабая мотивация, непродуманные решения, высокая текучесть кадров, неуверенность, нервозность, воровство — признаки, по которым обнаруживаются недостатки структуры.

Чай был очень хорош. Данов сделал паузу, чтобы мысль была воспринята, и про себя улыбнулся:

— Как ни странно, если изменить масштаб в другую сторону и подняться на уровень государства, то и здесь мы сможем обнаружить некоторые из причин нервозности бизнеса. А без такого взгляда, между прочим, не обойтись: анализ СТЭП-факторов нужно будет делать.

Андрей Сергеевич, спохватившись, пояснил Ане:

— СТЭП — это социальные, технологические, экономические и политические факторы.

— Я помню.

Данов снова ненадолго ушел в себя:

— При нынешней открытости страны одна лишь дикая скорость изменения технологий внешнего мира такую нервозность может создать —  печаль!

— Так что же, стабильность в жизни теперь не сможет обеспечить своим подчиненным ни один менеджер?

— В жизни? Боже упаси! Но стабильность правил жизни можно. Разумные правила хотя бы на поколение — дать можно.

— А что Вы будете советовать директору?

— Аня, у нас пока — диагностика. Советовать будем на этапе планирования действий, который для Вас лично начнется уже завтра. Об управленческом кресте Вы слышали?

— Нет.

— Ну а курс по управлению изменениями изучали?

— Даже пятерку получила.

Данов подхватил заговорщицки и почти весело:

— Вот Ваша пятерочка нашего директора и будет завтра спасать. А сейчас, Аня, почти шесть. Вы отлично отработали сегодня. Звоните родителям и — домой. Работать после работы — непрофессионально, а перед близкими — преступно.

«Не поймешь этого Андрея Сергеевича: когда он шутит, когда нет, — думала Аня в троллейбусе. — Интересный мужичок». Свежий ветерок пахнул из окна, и ей вдруг стало уютно. Впереди мальчишки громко спорили о футболе. А Ане завтра решать, что советовать директору. Ничего: новая жизнь, новые задачи. Что такое управленческий крест? Надо потерпеть до завтра…

Вечерний город громыхал на поворотах трамваями, прогуливался по набережной, и, щурясь от отблесков закатного солнца в реке, любовался фонтанами. От воды тянуло свежестью, которая к утру поднялась туманом и укутала спящий город.


Продолжение - рассказ "Управленческий крест"


Рассказ опубликован:

⇑
Наверх


При полном или частичном использовании материалов сайта «Синергетик», ссылка на авторов и сайт обязательна. В случае публикации в интернете обязательна активная гиперссылка на http://synergist.kiev.ua
synergist.kiev.ua © 2010 - 2024